Психологические особенности мышления студентов

Способность к творческому мышлению формируется постепенно в процессе становлении и развития ребенка. Формы творческого мышления, возникающие в младшем школьном возрасте, становятся опорой дальнейшего совершенствования и развития остальных психических процессов: восприятия, памяти, речи. Развитие творческого мышления определяется овладение такими навыками мыслительной деятельности как: анализ, внутренний план действий, рефлексия.
В ходе исследования творческого мышления были выявлены интересные закономерности: частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей. Поэтому для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи. Работа штатного психолога заключается также в ранней диагностики таких состояний и организация психологической помощи в преодолении страхов.
Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка себя и своих идей, это проявляется в ситуации, когда наши идеи и проекты нравится нам больше идей других людей, что может иметь 2 исхода. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. Человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, испытывает постоянную потребность в поисковой деятельности, хотя при этом часто творческий человек не уделяет должного внимания своим недостаткам, мешающим разработке оригинальных идей. По утверждению большинства ученых процессу творчества нужно и можно учить. В данном случае, утверждение может вызывать определенные споры, т.к. для обеспечения успешного творчества навыков поведения в процессе творческой деятельности будет недостаточно. Скорее всего, речь идет о комплексном сочетании природных способностей, развитый умений и полученных знаний. Скорее если творческий человек делает большие успехи в творческой деятельности, то для повышения качества его научно-поисковой работы будет очень полезным, а если других составляющих нет, то освоение механизма организации творческого процесса не принесет ожидаемого успеха. Иными словами творчеству моно и нужно учить людей с высоким показателем творческой активности.
На практике реализуется большое число методов и приемов преподавания, представленные в работах зарубежных и отечественных ученых, основными из которых являются[21, c. 54]:
− умение признать ранее отрицаемых возможностей;
− уважительное отношение к потребности студента к самостоятельности;
− невмешательство в процесс творческой деятельности студента;
− умение дать возможность свободы выбора студенту;
− использование учебной программы в зависимости от особенностей студента в индивидуальном порядке;
ВУЗ создающий благоприятные условия для реализации творческого мышления, способен обеспечить высокий уровень формирования профессиональных знаний и компетенций студента. При обучении студентов положительное влияние на выявление творческих (креативных) возможностей обучающихся оказывает проведение различных конкурсов, выставок, создание творческой среды.
Принимая участие в творческих мероприятиях, студенты демонстрируют когнитивные качества личности, которые необходимы в процессе познания, а также творческие (креативные) качества, которые влияют на успешное формирование личностного, индивидуального, творческого продукта деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ