Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

В ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее развитие умений и навыков учащихся: умение рассказывать и планировать свой рассказ; вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его показом по карте; анализировать факты и делать выводы и обобщения, сопоставлять и сравнивать. Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала.
ПРИМЕР. На уроке истории в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном» на этапе актуализации знаний использую задания, которые охватывают значительный материал:
А) Назовите даты событий:
-основание Рима (753 г. до н.э.);
-установление республики в Риме (509 г. до н.э.);
— нашествие галлов (390 г. до н.э.);
— отмена долгового рабства (326г. до н.э.);
— установление Римом господства над Италией (280г. до н.э.).
Б) Что означают данные термины?
ВЕТО, СЕНАТ, ПАТРИЦИИ, ПЛЕБЕИ, РЕСПУБЛИКА, КОНСУЛ, НАРОДНЫЙ ТРИБУН.
В ходе устного опроса необходимо привлечь внимание всех учащихся. Для этого предложить учащимся составить план ответа своего одноклассника, оценить ответ по плану (полнота ответов, правильность, выявить ошибки, подготовить дополнительные вопросы отвечающему).
Тестирование. В последнее время наибольшее распространениеполучила тестовая форма проверки знаний учащихся. Педагогов привлекает быстрота и четкость проверки достаточно объёмного материала. Тестирование доступно во всех классах. Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.
Тесты делятся на два вида:
— припоминание и дополнение;
— избирательные тесты.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
— длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);
— периодичность (на каждом занятии, при изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);
— комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).
Многие дидакты уделяют большое внимание такому виду контроля, как тестирование. Профессор Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова предполагают использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
а) выявления хронологических знаний;
б) выявления картографических знаний и умений;
в) выявление знания главных и неглавных исторических фактов;
г) выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням (понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество), соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.
Контрольная работа (диктант, тематический реферат) носит письменный характер. При выделении времени на контрольную работу обязательно учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы и способы ее проведения.
Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.
Уроки взаимоопроса. Во время занятия учащиеся читают по абзацам текст параграфа или документа. Ученики задают вопросы друг другу или учителю. Уроки представляют большую сложность в организации и проведении, но способствуют развитию мышления, самостоятельности.
Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания». Викторина- это соревнование в виде игры. Наиболее важными факторами для её проведения являются:
— актуальность тематики;
— доступность вопросов;
— учет возрастных особенностей участников.
Необходимо подготовить побольше вопросов, а продолжительность определить по ходу игры, когда возможно пропадает интерес у игроков.
Зачеты и экзамены. Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически. Зачетная система отличается характером проведения и системой оценивания. Её целью является проверка достижения обучающимися уровня обязательной подготовки. Зачеты делятся на два вида: тематические и текущие.
Экзамены являются заключительным этапом изучения образовательной программы. Имеют целью проверку знаний по предмету, выявление навыков самостоятельной работы с учебной литературой и историческими источниками.
Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний: развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.
Основные виды проверки: индивидуальная, групповая (групповые задания), фронтальная. Проверка может быть: устная, письменная, графическая.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ