ПРОПАГАНДА, КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ НА ЕВРОМАЙДАНЕ В КИЕВЕ)

Цели и задачи

Цель работы: изучить особенности пропаганды, как коммуникации и средства коммуникации, её особенности и коммуникативные модели на примере событий на Евромайдане в Киеве.

Введение и актуальность


Достаточно часто на практике используется «псевлосоциологический опрос», когда в эфире проводится телефонное голосование и выбирается тот или иной вариант ответа, что представляет собой способ формирования общественного мнения, а не его реальное отражение, то есть в данном случае применяется обычная пропагандистская манипуляция. Вопросы формулируются так, чтобы способствовать созданию у аудитории «правильного» взгляда на проблему. Вопросы направляют размышления человека в конкретных направлениях. В качестве наиболее яркого примера данной манипуляции можно привести обсуждение на одной из московских радиостанций (конец 90-х гг.) проблемы отсутствия бензина в Петербурге, в ходе данного обсуждения ведущим многократно было представлено сообщение о сложностях бензина в городе, затем был задан вопрос «Нужно ли поставлять горючее в Югославию?». В сообщениях ведущего не упоминались профессиональные экспертные мнения о причине вызванных сложностей, а также не была озвучена информация о полной или частичной потере экспортных доходов страны при срыве поставок горючего в Югославию. Итогом данной передачи были звонки людей, в 75% люди отрицательно отвечали на заданный вопрос.
5) Метод отвлечения внимания используется с целью подавления психологического сопротивления людей различного вида внушениям. В связи с этим, в соответствии с мнением целого ряда специалистов, любая пропаганда должна представлять комбинацию компонентов (развлекательный компонент, информационный компонент, убеждающий компонент). Под развлечением представляется любое средство, возбуждающее интерес к сообщениям, но в то же время маскирующее его истинный смысл, блокирующее критичность восприятия.
В 60-е годы XX века в результате исследований учёные пришли к выводу о том, что сообщения, которые направлены против какого-либо мнения более эффективны, если при их передаче отвлечь внимание человека от содержания сообщения (к примеру, отвлекающим является проигрывание популярной музыкальной мелодии). В этом случае осмысление информации затруднено, не вырабатываются контрдоводы, служащие основой сопротивления внушению. Исследования, проведённые в 60-х годах ХХ века, способствовали повышению эффективности манипуляции в средствах массовой информации. В газетах практикуется применение «калейдоскопического» расположения материала, многие важные сообщения разбавляются сплетнями или противоречивыми слухами, сенсациями, используются также красочные фотографии и реклама. На телевидении используется новая компоновка видеоряда, осуществляется точный подбор отвлекающих внимание образов. На сегодняшний день практически все телепередачи, выпускающие новости, используют калейдоскопический набор наиболее привлекательных визуальных образов и информационных сообщений, которые никаким образом не связаны с событиями, освещаемыми в передаче. Этому есть своё логическое объяснение. И. Калинаускасом представлено мнение, что при обилии информации происходит затруднения в её осмыслении и обработке, в связи с чем приходится отражать её в сознании в качестве единого целого, то есть воспринимать информацию некритично.
6) Создание угрозы. Данный метод направлен на оказание воздействия на эмоциональную сферу массовой аудитории, главной задачей данного метода является возникновение чувства страха у людей. Испуганные люди часто делают (либо одобряют действия), которые не выгодны для людей. В общем виде данный метод можно представить следующим образом. Наличие иллюзорной (или реально существующей опасности) какого-либо явления (к примеру, терроризма) способствует многократному усилению, иногда доходя до абсурда. В средствах массовой информации устраивается истерика по «угроз, имеющих мировой масштаб», у людей появляется страх, граничащий с паникой, на этой основе создаётся благоприятная обстановка для манипулирования массовым сознанием с политической целью. Данный прием используется при производстве коммерческой рекламы. На современном этапе развития общества реклама способствует успешному созданию и эксплуатации наших страхов и психологических комплексов.
Для ситуаций, когда используется оружие, характерна своя специфика. Данные ситуации являются кризисными, так как в это время действовали «законы военного времени». В связи с этим пристальное внимание уделялось поднятию и поддержанию боевого духа армии. На современном этапе люди постоянно сталкиваются с различными вариантами кризисных ситуаций, одной из самых простых является возникновение конфликта, который в конфликтологии, в отличие от кризиса, считается нормой. Ошибочным является разрешение конфликта с использование неправильных способов, конфликты увеличивают жизнестойкость системы, так как позволяют вскрывать её «болевые точки». Следствием является наличие повышенного внимания к разумным способам в разрешении конфликтов, а не их игнорирование, которое представлено в западной конфликтологии.

Заключение и вывод


Пропаганда относится к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:
- собственно коммуникативные аспекты;
- функционирование и роль средств массовой информации;
- избирательный процесс;
- коммуникация власти с общественностью.
Поскольку политические системы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную и тоталитарную, то соответствующую типологию имеют и системы политической коммуникации.
Большинство исследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной конотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности.
В пропаганде различают субъект и объект воздействия. Субъект воздействия может изменяться с течением времени. Субъект, заинтересованный в формировании определенного общественного мнения, трансформируется из правящих верхушек государств – элиты, так называемой «аэрократии», основой которой являются ведущие международные организации, ведущие финансово-промышленные блоки стран и мира. Объект воздействия – сознание человека, его дух, идеологические и социальные установки.
Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлеченных сторонников к планируемому количеству.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ