Преступное внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений
Цели и задачи
Целью настоящей работы является анализ особенностей привлечения к уголовной ответственности за внесение в единый государственный реестр заведомо недостоверных сведений.
Введение и актуальность
При этом поставщик информации в государственную информационную систему должен освобождаться от ответственности за неумышленное предоставление недостоверной информации, если он своевременно принял меры по исправлению такой ошибки. Исключение из этого правила удачно сформулировано в отношении Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС): "Основанием для отказа организации в уточнении информации, содержащейся в единой информационной системе, является выявление территориальным органом или уполномоченным таможенным органом недостоверной и (или) искаженной информации, представленной этой организацией, либо наличие сведений о проверке, проводимой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, ее территориальными органами или правоохранительными органами в отношении организации, и о налоговой проверке". Представляется, что данный опыт уместно распространить и на иные федеральные информационные системы.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием государственных информационных систем, в настоящее время осуществляется довольно бессистемно. Однако в отличие от правового статуса пользователей информации и других элементов правового режима ИС, таких как цель создания, использование информации, требования к лингвистическим, техническим и программным средствам и пр., обязанность поставщиков информации по представлению сведений установлена для всех федеральных информационных систем. Действительно, информационная система, не имеющая источников информации, лишена всякого смысла.
Представляется, что на поставщиков информации, внешних по отношению к системе государственного управления (граждан, юридических лиц, органы местного самоуправления), обязанность по представлению информации в государственные информационные системы должна возлагаться на основании федерального закона. В подзаконных нормативных актах Правительства РФ или уполномоченных органов исполнительной власти данная обязанность может конкретизироваться. Например, уточняются сроки и периодичность представления информации, данные, образующие соответствующие категории сведений и т.д.
Многие информационные системы носят комплексный характер, в них хранятся и обрабатываются сведения из различных источников. Для таких информационных систем в нормативных актах должно быть установлено соответствие между информацией и ее поставщиками. С точки зрения юридической техники эта норма идеально сформулирована для ФИС ГИА. В п. п. 11 и 12 Правил формирования и ведения этой системы приводится перечень сведений, причем по каждому пункту указывается лицо, на которое возложена обязанность по их представлению, а также сроки и периодичность размещения информации. Представляется неясным, почему эта простая модель не используется в отношении иных федеральных информационных систем.
Например, в Правилах предоставления информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) установлены сроки исправления недостоверной информации, обнаруженной в системе, но сроки предоставления информации не указаны [2]. В соответствии с Правилами информация должна предоставляться по специальным формам, которые размещаются уполномоченным органом на своем официальном сайте в сети Интернет вместе с требованиями по их заполнению.
В отношении 22% федеральных информационных систем сроки представления информации никак не обозначены. Они могут быть определены исходя из характера соответствующих сведений и документов. Например, упомянутые выше формы, очевидно, должны заполняться в разумное время по окончании соответствующего периода, но кто будет определять это разумное время и по истечении какого срока обязанность поставщиков информации следует считать неисполненной.
Сроки могут устанавливаться непосредственно федеральным законом. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения, указанные в ч. 3 ст. 12, передаются оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра. Доля таких информационных систем, по нашим оценкам, составляет 17% от общего числа. Чаще сроки устанавливаются подзаконными нормативными актами - постановлениями Правительства РФ (36%) или нормативными актами оператора информационной системы (17%). Возможны отсылки к иным источникам. Так, сроки представления информации в государственную систему миграционного учета устанавливаются соглашением поставщика сведений с оператором информационной системы (ч. 6 Постановления Правительства РФ от 14.02.2007 N 94 "О государственной информационной системе миграционного учета").
При определении сроков регулятор нередко использует категорию "незамедлительно" ("в масштабе времени, близком к реальному" и т.п.). Чаще всего это характерно для систем, в которые информация передается в автоматическом режиме посредством специализированных программных средств. В иных случаях "незамедлительно" может быть интерпретировано следующим образом: поставщик должен приступить к исполнению обязанности по представлению информации сразу после возникновения такой информации. Данная категория может быть предложена как вариант "по умолчанию" для внесения определенности в правоотношения, связанные с использованием 22% ФИС с отсутствующими сроками. С этой целью соответствующее положение необходимо включить в "общую часть" института федеральных информационных систем, например в Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Таким образом, закроется, к примеру, пробел с реестром запрещенных сайтов, для которого не установлен срок направления оператору информационной системы решения суда о включении доменного имени или сетевого адреса в реестр.
Заключение и вывод
Достоверность информации и своевременность ее представления отнесены к основным принципам правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологиях и о защите информации. В соответствии с этим принципом, а также принципами, специально установленными в отношении отдельных федеральных информационных систем.
Данная обязанность представляется нам универсальной, то есть распространяющейся на всех поставщиков информации. Однако лишь для одной трети федеральных информационных систем она установлена в явном виде (причем в ряде случаев только на уровне подзаконных нормативных актов). В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др.
Умышленное внесение недостоверных сведений в указанные реестры является преступлением. Предметом преступления являются: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством. В настоящее время в России существуют свыше 10 единых государственных реестров, в том числе Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б) документы, на основании которых вносятся записи или изменения в единые государственные реестры, подлежащие в соответствии с законодательством обязательному хранению. Перечень и содержание таких документов определяется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.
Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) внесением в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожением или в) подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством.
Преступление окончено с момента фактического искажения данных единого государственного реестра либо уничтожения соответствующего документа; подлог документов для признания преступления оконченным в этой его разновидности также требует искажения данных единого государственного реестра.
Субъект специальный: должностное лицо. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, при наличии к тому оснований могут нести ответственность по ст. 292 УК.
Данная обязанность представляется нам универсальной, то есть распространяющейся на всех поставщиков информации. Однако лишь для одной трети федеральных информационных систем она установлена в явном виде (причем в ряде случаев только на уровне подзаконных нормативных актов). В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности, имеющие, как правило, юридическое и информационное значение. Наиболее значимыми являются такие реестры, как Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единый государственный реестр субъектов страхового дела, Единый государственный реестр лотерей и др.
Умышленное внесение недостоверных сведений в указанные реестры является преступлением. Предметом преступления являются: а) единые государственные реестры, предусмотренные законодательством. В настоящее время в России существуют свыше 10 единых государственных реестров, в том числе Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б) документы, на основании которых вносятся записи или изменения в единые государственные реестры, подлежащие в соответствии с законодательством обязательному хранению. Перечень и содержание таких документов определяется законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами.
Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) внесением в один из единых государственных реестров заведомо недостоверных сведений; б) уничтожением или в) подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством.
Преступление окончено с момента фактического искажения данных единого государственного реестра либо уничтожения соответствующего документа; подлог документов для признания преступления оконченным в этой его разновидности также требует искажения данных единого государственного реестра.
Субъект специальный: должностное лицо. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, при наличии к тому оснований могут нести ответственность по ст. 292 УК.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт