Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, место в предмете гражданско-правового регулирования

Цели и задачи

Цель данной работы заключается в анализе понятия предпринимательской деятельности и ее российской специфики.

Введение и актуальность


Таким образом, в определениях прослеживаются три основных условия отнесения той или иной деятельности к предпринимательской: инициативность, полная экономическая ответственность, ориентация на получение сверхприбыли за счет инноваций. Учитывая зарубежный опыт, а также изменения в стимулах и приоритетах экономического развития, когда предпринимательство ассоциируется с инновациями, мы попытались уточнить данное понятие. Предпринимательская деятельность — это новаторская (инновационная) деятельность граждан, предприятий и их объединений в целях получения дополнительной прибыли (сверхприбыли) за счет поиска новых возможностей в повышении эффективности хозяйственной деятельности, освоения новых рынков, перехода к производству новых товаров и услуг, выхода на новые финансовые и материальные ресурсы, внедрения различных нововведений в производство продукции и услуг, в организацию труда, в управление.
Формами предпринимательства является индивидуальное (частное) или коллективное предпринимательство в различных организационно-правовых образованиях, осуществляемое на основе собственности граждан, а также имущества государства, предприятий и их объединений.
Предпринимательство может осуществляться без применения наемного труда или с его применением; без образования юридического лица или с образованием юридического лица.
Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает выбор: во-первых, производственных или личных потребностей, которые следует удовлетворить с помощью имеющихся ограниченных ресурсов (цель выбора — максимизация положительной разницы между приобретаемой и утрачиваемой полезностью); во-вторых, вида деятельности, обеспечивающего удовлетворение этих потребностей с максимальной выгодой как для предприятия-производителя, так и для потребителя (цель — оптимизация альтернативных издержек); в-третьих, технологий, организации и управления с учетом новейших достижений в этих областях науки и информационных технологий (цель — формирование конкурентных преимуществ за счет внедрения достижений научно-технического прогресса и со- временных моделей в организацию производства и управление).
Исходя из вышесказанного можно сформулировать ряд положений, связанных с более четким определением объекта и субъекта предпринимательства. Объектом предпринимательской деятельности является оптимальный выбор наиболее перспективных знаний, идей, технологий для применения их в хозяйственной деятельности, в частности для организации производства и реализации новых товаров и услуг при ограниченных ресурсных возможностях и заданных векторных параметрах прибыли.
Субъектом предпринимательской деятельности является юридическое или физическое лицо, берущее на себя ответственность рисков, связанных с осуществлением хозяйственных операций по внедрению нововведений или расширению деятельности (выход на новые рынки, диверсификация ассортимента производимой продукции, коренные изменения в управлении и т.д.). Таким образом, предприниматель — субъект рынка (физическое или юридическое лицо), берущий на себя риск, связанный с введением на рынок новых идей, технологий, продукции, услуг, работ. Предметом предпринимательской деятельности являются управленческие (экономические) отношения, связанные с применением технологий, техники новых форм организации производства, обеспечивающие достижение цели — получение предпринимательской прибыли.
В связи с тем, что предпринимательство охватывает все сферы деятельности, в том числе и коммерцию как завершающий и наиболее значимый этап в воспроизводственном процессе (особенно в рыночной экономике), следует обратить внимание на экономическое содержание и дефиницию коммерции.

Заключение и вывод

Итак, подведем итоги: в экономической науке нет общепризнанных определений предпринимателя как экономической категории, которая выражает суть субъекта предпринимательской деятельности, особого ресурса и фактора процесса воспроизводства и предпринимательства.
Предпринимательство, или предпринимательская деятельность – инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства
История предпринимательства насчитывает не одно столетие, хотя понятие» предприниматель» возникло в XVIIIв.в. период развития капитализма. Разработкой предоставленной категории занимались такие видные экономисты как: Р. Кантильон (в первый раз ввел термин «предприниматель» в экономическую теорию), А. Смит, Ж. -Б. Сэй, В. Зомбарт, И. Шумпетер. Вместе с этим равномерно менялось и значение данного термина - от собственника до его современного понимания.
Активность предпринимательской деятельности со стороны национальных предприятий является индикатором экономической безопасности страны, цивилизованности и конкурентности рынка.
Поэтому изучение и совершенствование взаимодействия государства и предпринимательских структур позволит выработать комплекс мер по формированию экономических условий работы предприятий, адекватных национальным потребностям общества.
Усиление конкуренции обостряет проблему реализации товаров, что повышает роль коммерческой деятельности в ее решении. Успех предпринимательства может обеспечить грамотное применение теории и практики маркетинга, при помощи которого можно сформировать оптимальные управленческие решения по реализации товаров и услуг.
А умение владеть современными приемами по закупке и сбыту товаров, т.е. обладать коммерческими знаниями, позволит эффективно осуществлять товародвижение и продажу товаров и услуг. В соответствии с этим коммерция и маркетинг в работе рассматриваются как составляющие эффективности предпринимательства.
В имеющейся научной, учебной, методической литературе по соответствующей тематике в основном анализируются условия экономического развития западных стран. В нашей стране переход к рыночной экономике носит специфический характер и определяется стагфляцией, снижением жизненного уровня населения, его покупательной способности, несовершенством законодательной базы, которая не стимулирует воздействие рыночных отношений на производство и реализацию продукции, высоким уровнем риска вложений капитала в экономику, низкими характеристиками надежности предприятий.
Это вызвало необходимость адаптации зарубежных знаний о рынке, о предпринимательской деятельности, о способах и методах ее активизации к условиям хозяйственной практики организаций России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ