предпосылки активизации интеграционных процессов в Европе после Второй мировой войны

Цели и задачи

Цель данной работы – проанализировать предпосылки активизации интеграционных процессов в Европе после Второй мировой войны.

Введение и актуальность


Постепенно в Европе разворачивался процесс усиления европейской экономической интеграции. Ещё в 1950 г. французский министр иностранных дел Р. Шуман выдвинул предложение об объединении немецкого и французского производства угля и стали под единым началом. Это был известный «План Шумана». Он вскоре получил свое дальнейшее развитие в решении ФРГ, Франции, Италии и стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). 18 апреля 1951 г. Договор об учреждении этого сообщества был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией. Преамбула Договора об учреждении ЕОУС определяла его цели как «закладку первого камня для дальнейшего и углубленного сообщества народов, долгие годы разделенных кровавыми столкновениями».
ЕОУС предполагало контроль за производством, инвестициями, конкуренцией, ценообразованием и снабжением сырьем (особенно каменным углем), выравнивание социальных условий. Оно видело главную цель в объединении экономических интересов европейских государств. В 1955 г. министры иностранных дел шести европейских стран на конференции в Мессине приняли решение «продолжить создание объединенной Европы путем постепенного объединения национальных хозяйств и создания общего рынка» . 25 марта 1957 г. в Риме подписываются, как известно, два договора: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Для архитекторов западноевропейской интеграции на много лет вперёд главными правилами их деятельности стала постепенность, строгое соблюдение первоочерёдности экономической интеграции.
Вступление в силу 1 января 1958 г. упомянутых двух Договоров знаменует начало нового этапа в европейской экономической интеграции. Для осуществления мероприятий, предусмотренных этими договорами, был ус-тановлен переходный период, рассчитанный на 12-15 лет. В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы права Сообществ. В ходе данного этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов Сообществ.
С 1957 по 1965 гг. три Европейских сообщества эволюционировали таким образом, что, в конце концов, их основные органы стали общими. По соглашению о некоторых общих органах Европейское экономическое сообщество и Евратом с момента возникновения имели общие с ЕОУС Суд и Парламентскую ассамблею. Сразу после создания ЕЭС Совет ОЕЭС поддержал предложение Бельгии о дополнении ЕЭС «зоной свободной торговли» и решил проработать все возможные формы и методы многосторонней ассоциации с ЕЭС не вошедших в него государств. Задача создания «Большой зоны» была провозглашена 17 октября 1957 г. единогласно принятой резолюцией Совета ОЕЭС. Эта «Большая зона» должна была действовать параллельно с ЕЭС, признавая цели последнего.
В тот же период началась консолидация стран Восточной Европы. Первым шагом стало создание в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), призванного развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических государств. Изначально в СЭВ входило шесть стран (СССР, Болгария, Чехословакия, Венгрия, Румыния и Польша), однако именно Советский Союз всегда играл в нем лидирующую роль. Вторым шагом стало оформление в 1955 г. военно-политического союза, известного как Организация Варшавского Договора (ОВД), в его состав вошли СССР, Польша, Болгария, Румыния, Венгрия, ГДР и Чехословакия.
Одним из главных обстоятельств, предопределивших создание СЭВ, было тяжёлое экономическое положение восточноевропейских стран в первые послевоенные годы. Война нанесла им огромный экономический ущерб. За годы войны Польша потеряла 6 млн. своих граждан – 22% всего населения страны. Были разрушены более 70% всех промышленных предприятий. В руинах лежала Варшава и многие другие города.
Тяжёлым было экономическое положение Чехословакии. Промышленное производство едва достигало 50% предвоенного уровня. Добыча каменного угля, например, в мае 1945 г. составляла 68% того же месяца 1937 г., выплавка чугуна – 29%, стали – 36%. Недоставало сырья, топлива, остро ощущалась нехватка рабочей силы. За годы войны было уничтожено более половины паровозов и две трети грузовых железнодорожных вагонов. Общая сумма, которая выражала причинённый ущерб в годы оккупации, превышала 400 млрд. крон. В тяжёлом положении находилось и сельское хозяйство.
Огромный ущерб нанесла война Венгрии. Погибло 600 тыс. человек. Экономические потери оценивались в 35 млрд. золотых пенге, что равнялось национальному доходу за семь лет. Большое количество венгерского имущества и золотой запас были похищены и вывезены гитлеровцами. Экономическая разруха в странах Восточной Европы постепенно преодолевалась, главным образом с помощью Советского Союза. Об этом убедительно свидетельствуют первые торговые соглашения и поставки по ним советского сырья, оборудования, продовольственных товаров.
Таким образом, можно сделать вывод, что практически все страны Западной и Восточной Европы, пострадавшие от фашистов, испытывали трудности экономического характера и требовали решения данных проблем сообща.

Заключение и вывод

Западная Европа благодаря экономической и политической интеграции решила две фундаментальные проблемы. Во-первых, проблему устранения материальные основы войн между государствами. Во-вторых, проблему расширения ограниченных пределов национальных народнохозяйственных комплексов и создания благоприятных условий для интернационализации экономической деятельности.
Первоначально было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли 6 пострадавших в войне стран (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ).
Таким образом, Европа подтвердила состоятельность своего развития путём выдвижения в качестве основного послевоенного механизма взаимодействия интеграционный механизм, несмотря на периодические существенные осложнения в расширении и развитии, снижении, как отмечалось ряда показателей, остаётся эталоном для экономического, политического и правового прогресса.
Ситуация осложнялась еще и тем, что во второй половине 1940-х годов Европа оказалась поделенной на два враждебных лагеря и стала ареной соперничества двух сверхдержав – СССР и США, каждая из которых была заинтересована в консолидации своих европейских союзников. Но если страны Западной Европы довольно быстро придали интеграции не столько военное, сколько экономическое направление, то в Восточной Европе интеграционный вектор был направлен в противоположную сторону – от экономического объединения к военно-политическому союзу.
Интеграционные процессы в Европе после Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента.
Таким образом, можно сделать вывод, что после Второй мировой войны сложились необходимые и достаточные условия для европейской интеграции, ее активизации. Они были связаны с необходимостью налаживать экономические связи и политические связи.
В свою очередь экономические и политические условия в Европе после Второй мировой войны способствовали создания интеграционных сил и связей. Европейские станы как Западной, так и Восточной Европы выразили стремление к интеграции и созданию союзов. Они активизировали стремления европейских государств к объединению, которые возникли задолго до Второй мировой войны.
Причины объединения стран были вызваны необходимостью мирного сосуществования не только в Европе, но и во всём мире, предупреждения возможной военной агрессии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ