Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, и членов их семей

Цели и задачи

Целью курсовой работы – изучение пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, и членов их семей.

Введение и актуальность


Страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), с экономической точки зрения, – это часть стоимости рабочей силы, обобществленная часть необходимого продукта, отчуждаемого экономически активными трудоспособными членами общества в пользу нетрудоспособных. Можно сказать, что страховые взносы — это отложенная часть заработной платы работника, зарезервированная на случай его нетрудоспособности.
Кроме того, оплаченный взнос на ОПС предполагает эквивалентное приобретение работником прав на страховое обеспечение, выплачиваемое при наступлении страхового события. Если работник не состоял в системе обязательного пенсионного страхования, взносы за него не вносились, то у него нет основания для получения права на страховое обеспечение (получение пенсии, пособия). Соответственно страховой взнос на ОПС является возмездным платежом.
Страховой взнос и страховое событие две взаимосвязанные категории. Так, право на получение страховой выплаты при наступлении страхового риска возникает в том случае, если ранее были произведены страховые взносы за конкретного индивида. Однако нужно понимать, что страховое обеспечение будет предоставляться не при любых событиях, требующих социальной защиты или помощи, а только при наступлении страховых случаев, указанных в законодательных документах. В системе ОПС застрахованными лицами являются только работающие лица. Данный вид страхования покрывает следующие основные риски, которые ведут к потере дохода работником или членами его семьи: старость, потеря кормилица, инвалидность.
Страховые взносы принципиальным образом отличаются от налогов. Согласно определению, которое дано в аналитическом отчете министерства экономического развития, налог – это обобществленная часть прибавочного продукта, не относящаяся к трудозатратам.
Уплата налогов, в отличие от страховых взносов, не дает прямого права на какие-либо выплаты. Если все же государством установлены гарантированные выплаты, то не существует прямой взаимосвязи между размером причитающихся выплат и суммой уплаченных налогов.
Социальные выплаты, которые производятся из средств федерального бюджета за счет налоговых поступлений, не имеют прямой зависимости с возникновением страховых случаев, связанных с утратой заработка, это могут быть совершенно другие случаи. Так как налоги и страховые взносы носят разные задачи, определение их величины осуществляется по-разному.
Тарифы страхового взноса на ОПС и размер базы, с которой он взимается, должны соотноситься с размером будущей пенсии. Для понимания этой взаимосвязи используется коэффициент замещения пенсией заработной платы, как показатель соотношения размера пенсии с величиной заработной платы. Размер тарифа социального взноса и размер базы, с которой он взимается, должны быть напрямую связаны с уровнем заработных плат в стране. Если заработные платы в стране растут, а размер базы взимания страхового взноса не изменяется, то коэффициент замещения пенсией будет снижаться. При этом следует помнить, что Международная Организация Труда (МОТ) рекомендует уровень коэффициента замещения не ниже 40%. Налоги не имеют таких связей и зависимости, поэтому налоговые ставки и база, с которой они взимаются, могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от экономической политики государства.
Страховой взнос не может иметь прогрессивную или напротив регрессивную шкалу, нельзя предоставлять льготы по уплате страховых взносов в зависимости от уровня доходов работников или их профессиональной деятельности, так как это нарушит принцип равенства прав застрахованных и повлечет за собой недобор/перебор пенсионных прав по сравнению с другими работниками.
Применяемые льготы для отдельных категорий работников, застрахованных в системе социального страхования, могут быть реализованы только за счет ущемления прав других застрахованных или восполнены за счет бюджетного финансирования.
В текущий период для отдельных категорий работодателей предусмотрена уплата страховых взносов по тарифам ниже, чем для основной категории организаций. Это в основном малый и средний бизнес, деятельность которых связана с производством, образованием, медициной, сельским хозяйством и пр. Если основной тариф уплаты взносов на ОПС составляет 22%, то для отдельных категорий страхователей эти тарифы колеблются от 0 до 20%, что означает, с одной стороны, предоставление льгот страхователям (работодателям), а с другой стороны, дополнительная нагрузка на бюджет государства, так как разница во взносах восстанавливается из средств государственного бюджета. Наличие льгот для различных категорий плательщиков вполне допустимо, так как не влияет на размер приобретаемых прав гражданами.
Следует показать также различия в особенностях правил учета и взыскания задолженностей налогов и страховых платежей. Если налоговый период может быть календарным годом, то для страховых взносов эти условия неприемлемы, поскольку может возникнуть ситуация начисления работнику, выходящему на заслуженный отдых, пенсии не в полном размере, так как не все платежи поступят к тому моменту в бюджет фонда, или, напротив, в бюджет поступят неопознанные платежи, за лиц, кто уже вышел на пенсию. При взыскании задолженности в налоговой системе существует понятие «срок давности». Для социального страхования этот подход недопустим, так как в конечном итоге будут ущемлены права застрахованных лиц; перераспределение средств от других застрахованных лиц здесь недопустимы.
Важно, чтобы бизнес-сообщество понимало принципиальные отличия страховых взносов, в том числе на ОПС, от налоговых платежей, так как в существующей тенденции эти платежи объединяются бизнесом как общее налоговое бремя, а не забота о будущем пенсионном уровне существования его работников.
По этим признакам можно определить, что роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения одна из главенствующих. Следует также отметить, что особое влияние оказывает рост продолжительности жизни населения и общее увеличение количества лиц пожилого возраста (в частности, пенсионеров) в развитых странах, в общем, и в России в том числе. В результате потребность создания эффективной системы пенсионного обеспечения становится особенно заметной и выходит на первый план как наиболее значимый элемент всей системы социальной защиты населения.
Таким образом, пенсионное обеспечение в России включает 2 вида социальной защиты: трудовые пенсии, построенные по принципу обязательного социального страхования; государственные пенсии, построенные по принципу государственного социального обеспечения. При изучении системы социального обеспечения значение имеет зарубежный опыт, о котором пойдет речь в следующем параграфе настоящей работы.

Заключение и вывод

Пенсионное обеспечение по своей значимости занимает одно из приоритетных мест в социальной системе в целом. Деятельность государства по пенсионному обеспечению населения выделено в отельное направление.
Пенсионное обеспечение – это система институтов, деятельность которых направлена на формирование общественно необходимого уровня жизни лиц, неспособных к труду по тем или иным причинам, основными из которых являются – инвалидность, старость, потеря кормильца. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда РФ. Следует отметить, что пенсионные выплаты осуществляются в денежном эквиваленте, эти выплаты гарантированы законом и носят системный характер.
Важнейшим элементом социальной защиты в развитых странах является социальное страхование от несчастных случаев. При этом экономический механизм финансирования социального страхования от несчастных случаев построен таким образом, что экономия на технике безопасности не выгодна, так как может привести предприятия к краху. Это обусловлено тем, что размеры страховых тарифов резко возрастают с увеличением фактического уровня травматизма.
Пенсионные системы современных цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономических потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными, социально-политическими особенностями каждой страны. Одним из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.
В системе пенсионного обеспечения РФ можно выделить следующие основные проблемы: увеличение количества получателей различного рода социальных выплат, связанное со старением населения; низкий размер социальных выплат; тенденция увеличения выполняемых сотрудниками фонда функций.
Данные тенденции в целом характерны и для всей системы пенсионного обеспечения населения в Российской Федерации. В целях устранения указанных недостатков необходимо учитывать как макроэкономические, так и трудовые факторы по определению пенсионного возраста. Повышение пенсионного возраста должно осуществляться не из краткосрочных интересов финансовой конъюнктуры или социально-политических соображений, а на основе актуарных расчетов, которые позволяют учитывать весь комплекс факторов, условий и противоречий, которые сопровождают этот процесс.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ