Отношение дошкольников к личности воспитателя

Цели и задачи

Цель работы педагога – это воспитание нового, всесторонне развитого, образованного и подготовленного к жизни человека.

Введение и актуальность


Таким образом, процесс развития ребенка – это непрерывный и состоящий из ряда последующих стадий. Данный возраст характеризуется сильной зависимостью дошкольника от взрослого. У детей происходит не только физическое развитие, но и формируется моральное и нравственное поведение, саморегуляция, самооценка, базовые качества личности.
Изучение отношений между детьми дошкольного возраста и воспитателем детского сада
Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему. Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.
А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:
приязненное и неприязненное;
доверчивое и недоверчивое;
заинтересованное и равнодушное;
спокойное и неспокойное [13].
Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя:
содержание и частота обращений к нему;
форма общения;
характер ответных реакций на его воздействия;
доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя [10].
Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю:
мотивы не осознаются (дети не объясняют свое отношение к педагогу либо отвечают «Потому») – 6,7%;
общая недифференцированная оценка (обоснование: «Она хорошая», «Потому что люблю») – 22,7%;
оценка внешнего вида воспитателя – 11,3%;
оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что целует», «Потому что значок дала», «Потому что не наказывает») – 14,3%;
оценка информированности воспитателя, его знаний и умений – 7%;
оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что играет», «Лук сажаем», «Учит рисовать») – 19%;
оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («Она нас кормит») – 5%;
оценка нравственных качеств личности педагога – 9,3%;
оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание в них самостоятельности («Дает дежурить») – 4,7% [11].
Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.
Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Е.А. Панько исследовала взаимосвязь статуса, положения ребенка в группе сверстников и мотивов его отношения к воспитателю. Оказалось, что у популярных детей уровень осознанности мотивов к воспитателю выше, чем у непопулярных; разнообразнее содержание мотивов, различен вес каждого отдельного мотива: популярные дети чаще, чем непопулярные, указывали 4, 5, 6, 8-ю группы мотивов, а непопулярные – 1, 2, 7, 9-ю группы [17].
Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.
Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, - это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий [2].
В то же время на протяжении всего дошкольного возраста взрослый со всеми своими особенностями, в том числе и индивидуально-психологическими чертами, является образцом для ребенка. Причем дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец независимо от его (воспитателя) эмоциональной привлекательности. В исследовании А.Б. Николаевой были выявлены три основные характеристики ролевого стереотипа воспитателя в глазах дошкольника: смещение существенного и малозначимого в поведении взрослого и принятие всех его характеристик, то есть эффект «ореола роли», эффект «ореола непогрешимости», эффект «сверхконтроля». В ходе использования приема ролевого замещения ребенком временно отсутствующего воспитателя было выявлено, что многие реальные атрибуты деятельности педагога выступают как подчеркнутые, усиленные, бессознательно утрированные. Кроме того, дети улавливают различия в индивидуальных стилях воспитателей и, замещая педагогов, воспроизводят присущие им индивидуальные различия, причем недооценивая позитивные проявления взрослого и переоценивая негативные. Таким образом, в исследовании А.Б. Николаевой было выявлено, что ролевые особенности воспитателя в известом смысле идеализируются детьми (тот, кто воспитывает, – образец для подражания), а индивидуальное своеобразие через детское восприятие подвергается негативным преобразованиям (данный конкретный воспитатель «хуже», чем есть) [23].
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств; отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога; с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю; ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».

Заключение и вывод

Начиная посещать детское дошкольное учреждение, ребенок становится самостоятельнее. В данном возрасте и благодаря помощи воспитателям у ребенка развивается предметная и ситуативно-деловая деятельность, при взаимодействие с взрослыми людьми, у детей улучшается восприятие и речь, совершенствуется наглядно-действенное мышление. Стоит отметить, что развитие предметной деятельности связано с изучением и пониманием культурных способов взаимодействия с разными предметами. В данном возрасте слово отделяется от ситуации у ребенка и начинает приобретать более самостоятельное значение. Ребенок уже осваивает окружающие предметы, усовершенствуется поведение в обществе: дети уже знают как нужно или не нужно себя вести, что такое хорошее и плохое поведение. Дети становятся способны к эмоциональной отзывчивости, то есть могут сопереживать, помогать, стыдиться своих поступков, однако данные чувства неустойчивы. Так же происходят изменения в высшей нервной деятельности. Постепенно совершенствуются нервные процессы, такие как возбуждение и торможение.
Таким образом, исходя из специфики взаимодействия "взрослый - ребенок", отношение ребенка к воспитателю, можно рассматривать как систему реакций, эмоций, вызванных в ответной форме на систему разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, осуществляемых к нему воспитателем, и практикуемых в обращении с ним, особенностей понимания и восприятия его характера и поступков.
Важность эмоционального отношения ребенка к педагогу побудила нас определить основные условия его развития. Так как ребенок находится постоянно среди сверстников, то одно из таких условий, конечно, будет отношение к воспитателю сверстников, особенно так называемого «лидера» в группе.
Также еще одним условием развития эмоционально отношения ребенка к педагогу является отношение к нему родителей данного ребенка. Во много позиция родителей определяет и такую же позицию и отношение ребенка к педагогу.
И третье, но не последнее условие это стиль деятельности, который использует воспитатель. Во многом от того как, с какой интонацией, какими способами педагог взаимодействует с детьми и зависит их эмоциональное отношение к нему.
Ребенок дошкольного возраста растет и развивается очень интенсивно. Изменения в ребенке внимательные взрослые отмечают чуть ли не каждые полгода. Эмоциональная сфера ребенка испытывает большие изменения с переходом от раннего к дошкольному возрасту, связанные с развитием взаимодействия с другими людьми и сменой деятельности. Происходит постепенное изменение содержания аффектов, выражающееся в появлении особых форм сопереживания. Изменяется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Происходит появление опережающих эмоциональных переживаний, предвосхищающих последствия выполняемых действий. Ребенок начинает предвосхищать результат той или иной деятельности, у него складывается определенное отношение к другим людям.Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду зависит от хорошего отношения к ребенку взрослых, которые работают в дошкольном учреждении. Детский сад для ребенка будет любимым местом тогда, когда взрослые в нем всегда его ждут, интересуются им, помогают преодолевать препятствия, неудачи и радуются его достижениям и успехам.На эмоциональный комфорт ребенка в детском саду большое влияние оказывает воспитатель, который становится первым значимым человеком в окружении ребенка после близких взрослых. Между ним и ребенком складывается определенные отношения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ