особенности развития креативности у молодых людей с разным типом копинг-стратегий

Цели и задачи

Введение и актуальность


Эмоционально-ориентированный копинг включает мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое воздействие стресса. Эти мысли или действия дают ощущение улучшения ситуации, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку возможность почувствовать себя лучше.
Примером эмоционально-ориентированного копинга является: избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться.
Исследования показывают, что многие молодые люди для решения своих жизненных проблем чаще всего выбирают неадаптивные варианты копинга, в большинстве когнитивные и поведенческие. В будущем это может негативно повлиять на процесс их профессиональной адаптации, дальнейшей социализации, приведет к снижению личностной и профессиональной активности, появлению психосоматических реакций, неадекватной оценки кризисных ситуаций, увеличению количества конфликтных, стрессовых и виктимогенных ситуаций.
В молодом возрасте механизмы преодоления стресса носят динамический и транзиторный характер, обеспечивают развитие индивида, способствуют или препятствуют включению биологических и социальных факторов риска развития поведенческих, психосоматических и психических нарушений.
5. Рабочая концепция исследования
В качестве рабочего определения мы будем использовать определение креативности, которое дано в трудах Е.П. Торренса, проанализировав категории «творческости» и «креативности» в рамках концепции М.А. Холодной и Дж. Гилфорда, делаем следующие выводы:
Креативность - это новое видение действительности, преодоление стереотипов восприятия, мышления, деятельности, а также способность к саморазвитию. Для человека креативность выступает как качество личности, базой которого являются потенциальные возможности, актуализация потребности быть индивидуальностью, свободной личностью.
Рабочее определение для копинг-стратегий будет взято из позиции К.А.Абульхановой-Славской и А.А. Реана. Копинг-стратегии являются одним из адаптационных механизмов, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие личности со средой, что в итоге вырастает в её самосовершенствование и самореализацию в обществе. А также, положения теории В. А. Ананьева, что чем выше степень развития личности, тем лучше она разрешает трудности.
На основе имеющихся данных предшествующих исследований вполне обоснована гипотеза о наличии связи между уровнем креативности и преобладающим типом копинг-стратегии.
6. Формулировка гипотезы
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии взаимосвязи креативности с типом копинг-стратегии, а именно: чем выше уровень креативности, тем адаптивнее выбранные копинг-стратегии поведения.
7. Определение цели исследования
Цель нашего исследования – изучение особенностей развития креативности при разном типе копинг-стратегий
8. Формулировка задач исследования
Для достижения цели решались следующие задачи:
Изучить понятия креативности, копинг-стратегий и дать психологическую характеристику.
Дать характеристику особенностям копинг-стратегий, выбираемых молодежью
Выявить взаимосвязь уровня креативности с выбираемым типом копинг-стратегий, с помощью имеющихся методик.
Сформулировать выводы о наличии или отсутствии корреляционных связей.

Заключение и вывод


Целью нашего исследования было выявить особенности развития креативности у молодых людей с разным типом копинг-стратегий.
Мы отметили исследования Э. Торренса, Р. Стернберга, С. Медника, В.Н. Козленко, Л.И. Шрагина, Т.В. Иванова и других авторов, которые рассматривают креативность как некоторую общую способность к творчеству, включающую в себя готовность к созданию нового. Креативные личности обладают таким психологическим образованием, которое формируется из соединения совокупности качеств и свойств, определяющих эти способности. В целом, креативность не является синонимом способности к обучению и определяется как способность создавать новое, отказываться от стереотипов, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций.
Анализируя значение креативности в жизни человека, мы отмечаем, что креативность — это качество личности, основой которого являются возможность каждого человека быть индивидуальностью и свободной личностью.
Анализируя существующие подходы к изучению копинг-стратегий, мы смогли дать определение понятию копинг-поведения, как целенаправленного социального поведения, позволяющего субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, через осознанные стратегии действия. Такими стратегиями являются копинг-стратегии, которых выделяется 8 типов.
Копинг-стратегии, как и любая личностная особенность детерминируют развитие личности. Исходя из анализа существующих исследований, мы можем отметить, что копинг-стратегии влияют на такие показатели, как жизнестойкость и самоэффективность.
Кроме того, были обнаружены взаимосвязи креативности и копинг-стратегий. Так, креативность считается ресурсом совладания с трудностями, позволяющим пластично и продуктивно преодолевать жизненные сложности.
Молодость представляет собой возрастной этап в жизни социально-возрастной группы общества, находящийся между подростковым возрастом и зрелостью. В молодом возрасте механизмы решения стресса имеют динамический и транзиторный характер, они способствуют развитию личности, а так же могут улучшать или препятствовать работе факторов риска формирования поведенческих и психических нарушений.
В зависимости от жизненной ситуации и этапа онтогенеза креативность является параметром защиты от трудностей и ресурсом развития личности. Кризисная ситуация является задачей, не исключающей креативность из решения. Креативность как личностный копинг-ресурс дает возможность индивиду эффективно справиться с трудной жизненной ситуацией. Так, Колиенко Н.С экспериментально подтвердил влияние креативности на выбор молодыми людьми копинг-стратегий, которое состоит в повышении вариативности выбора копинг-стратегий. Автором доказано: чем выше уровень креативности, тем лучше молодые люди фокусируются на решении проблемы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ