Особенности работы учителя начальных классов с ребёнком с дефектами речи

Цели и задачи

Цель исследования – провести анализ направлений работы учителя начальных классов с детьми с дефектами речи.

Введение и актуальность


Поскольку формирование школьных навыков напрямую зависит от состояния устной речи, развития у ребенка внимания, сенсорных, мнестических, мыслительных процессов, его способности усваивать учебные действия и их определенный алгоритм, то учителю нужно учитывать, что у детей с ОНР будут трудности по формированию навыков чтения, письма и осуществления арифметических действий. Поэтому коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками с ОНР в пределах инклюзивного обучения должна быть направлена на выполнение задач, связанных с устранением у детей недостатков фонетико-фонематического, лексико-грамматического ряда, развития устной связной речи, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики, овладение ими понятием числа, счетом, вычислительными навыками совместно с логопедами.
Отдельную группу детей с нарушением речевого развития составляют дети с заиканием, вещание которых характеризуется прерывностью, значительными паузами и повторами, а также судорожными движениями мышц лица.
Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Темп, ритм и плавность речи при заикании нарушаются вынужденными и внезапными перерывами ее течения. Причиной этих остановок являются судороги в той или иной части периферического речевого аппарата: в дыхательной, голосовой или артикуляционной. Чаще всего судороги появляются в начале слова или даже фразы. Судороги бывают двух видов: клонические и тонические. Клонические судороги проявляются в речи легким, но многократным повторением одного и того же состава (например, «м-м-м-мячик», «па-па-па-паровоз»), тонические же судороги характеризуются длительной остановкой в начале слова (продолжительностью от нескольких секунд до одной минуты, например: «м .... мячик», «а ...втобус»). В результате обоих видов судом нарушается плавное течение речи и ее темп: ребенок, заикается, чаще всего говорит быстро, но с вынужденными паузами, в результате чего произношение может показаться замедленным [2, с. 75].
Учителям начальных классов, в которых учатся дети заикающихся, нужно знать, что выраженность заикания зависит от функционального состояния ребенка. Так, дети почти "чисто" говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса, например, во время публичного выступления, в разговоре с незнакомым человеком, предоставлении ответа на неожиданно заданный вопрос не могут сказать ни слова из-за сильных речевые судороги. Поэтому важно поддерживать спокойную психологическую атмосферу в классе, где учится такой ребенок, избегать перегрузки неокрепшей речи ребенка (и количественно, и качественно), чтение вслух текстов в присутствии большого количества людей и тому подобное.
Итак, дети с нарушением речи относятся к неоднородной и многочисленной группе, для которых овладение устной и письменной речью - это важный путь личностного развития, поскольку от уровня сформированности речи ребенка, в частности, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, зависит уровень овладения ребенком учебной деятельностью, школьными знаниями, умениями и навыками в соответствии с программных требований. Поскольку речь связана с мышлением, то ребенок с нарушениями речевого развития имеет недостаточно сформированную и мыслительно-познавательную функцию, что отрицательно сказывается на овладении им чтением и письмом в начальной школе. В связи с этим учителя начальных классов должны способствовать созданию надлежащих учебно-коррекционных условий развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями, что является важной задачей организации учебно-воспитательного процесса инклюзивной школы.

Заключение и вывод

Проблема эффективной работы по формированию связного высказывания является актуальной. Ведь от того, насколько у ребенка будет сформирована связная речь, будет зависеть успешность полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и дальнейшее обучение в школе.
Все случаи речевых расстройств, когда младший школьник с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не умеют верно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются речевыми нарушениями.
Нарушения речи у младших школьников классифицируют относительно того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью обучаться в обычной общеобразовательной школе, или ему необходимо обучение в специализированном образовательном учреждении (тяжелые речевые нарушения). Тяжелыми формами патологий речевой организации считаются: дизартрия, алалия, анартрия, созданные речевыми расстройствами, связанными с органическим поражением центральной нервной системы.
К речевым нарушениям у детей младшего школьного возраста можно отнести различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к звуковой и смысловой стороне. Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста подразумевают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.
Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста неоднородны по механизмам развития и могут наблюдаться при различных формах нарушений устной речи. В качестве общих признаков выделяют позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Нарушение может быть проявлено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ одним из приоритетных направлений коррекционной работы учителя начальных классов является тесная взаимосвязь с учителями- логопедами, позволяющая реализовать основные принципы обучения. Данная ситуация неслучайна, так как ежегодно наблюдаются изменения в увеличении количества учащихся начальных классов с нарушениями речи, поэтому данный вопрос в теории и практике логопедии является важным.
Педагог, в классе у которого обучаются дети с ФФНР, должен хорошо знать речевые и психолого-педагогические особенности детей, уметь подходить к ним индивидуально.
Учитель-логопед и учитель начальных классов должны совместно планировать работу по развитию речи детей, определять тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Учитель начальных классов планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь. Речь учителя начальных классов должна быть построена фонетически и грамматически правильно. Он должен обладать хорошим лексическим запасом.
Для осуществления тесной взаимосвязи педагогов в процессе коррекции речи младших школьников необходимо наличие специальной документации, в качестве которой может выступать тетрадь взаимосвязи учителя- логопеда и учителя начальных классов, в которую будут записываться задания для закрепления с отдельными детьми.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ