особенности отношения к сверстнику обидчивых детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель исследования – выявить особенности отношения к сверстнику обидчивых детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Межличностные отношения дошкольников со сверстниками отличаются чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенностью, нестандартностью и нерегламентированностью, инициативные действия преобладают над ответными. Если 4–5-летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то 6-летние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем противостоянии взрослому.
При обычном развитии ребенка общение формируется постепенно: ситуативно-личностная форма общения появляется на 2-м месяце жизни; ситуативно-деловое общение со взрослым складывается во 2-м полугодии жизни, в это время основное для малыша – общая игра с вещами. В возрасте 4–5 лет, когда ребенок уже превосходно обладает речью и имеет возможность беседовать со взрослым на абстрактные темы, становится вероятным внеситуативно-познавательное общение. В 6 лет развивается речевое общение с взрослым на личные темы [23, с. 100].
Хотя это только общественная, усредненная возрастная последовательность, отражающая обычный ход развития ребенка и отличия от нее на незначимые сроки (полгода либо год) не могут внушать опасений. Но в настоящей жизни довольно часто возможно наблюдать существенные отличия. Случается, что ребята до конца дошкольного возраста остаются на уровне ситуативно-делового общения, т.е. дошкольник пытается лишь играть в игрушки, не задает вопросов и вовсе не может поддержать обычной беседы.
Нередко у дошкольников вообще не складывается речевое обращение на личные темы. В некоторых вариантах у дошкольников пяти лет преобладает ситуативно-личностное общение. Поведение дошкольников при этом совершенно не похоже на младенческое, но отношение к взрослому и обращение с ним быть может таким же, как у младенца. К примеру, дошкольник стремится исключительно к физическому контакту с взрослым – обнимает, целует его, замирает от блаженства, когда гладят его по головке и любой содержательный разговор, совместная игра вызывают отказ от общения. Такое отставание вызвано тем, что дети в раннем возрасте недополучили нужного им личного, психологического общения со взрослым; оно, обычно, имеется в детских домах.
«Застревание» на уровне ситуативно-делового общения до конца до-школьного возраста является наиболее обычным. Дети пытаются исключительно играть со взрослым, их тревожит исключительно то, какие игрушки разрешит брать в настоящее время педагог, какую забаву он им предложит. Они с удовольствием играют с взрослым, хотя избегают всякого разговора на познавательные и личные темы. Когда до 6-летнего возраста интересы ребенка ограничиваются предметными поступками и играми, а его выражения касаются исключительно окружающих предметов и сиюминутных желаний, может идти речь об определенной задержке в развитии общения ребенка.
Иногда встречается, что развитие общения опережает возраст ребенка. К примеру, отдельные ребята уже в 3–4 года показывают интерес к личным проблемам, человеческим взаимоотношениям, обожают и могут общаться о том, как следует себя вести, рвутся работать по правилам. При таких раскладах может идти речь о внеситуативно-личностном общении уже в младшем дошкольном возрасте. Впрочем, это опережение далеко не всегда благосклонно, поскольку период внеситуативно-познавательного общения оказывается пропущенным, следовательно, у ребенка не формируются познавательные интересы и зачатки детского мировоззрения [24, с. 109].
Таким образом, в возрасте 5-ти лет, детям характерно внеситуативно-познавательное общение, а в 6 лет развивается речевое общение с взрослым на личные темы. Однако не всегда такие взаимоотношения реализуются в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности.

Заключение и вывод


Данное исследование было предпринято с целью выявить особенности отношения к сверстнику обидчивых детей старшего дошкольного возраста.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.
В дошкольном возрасте в группах детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие - менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. От того, как сложатся отношения ребенка с группой детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если все благополучно, ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих людей.
На протяжении дошкольного детства осуществляются важные преобразования в эмоциональной сфере ребенка: чувства и эмоции у них становятся более разумными и произвольными, начинают формироваться высшие чувства. В целом для дошкольного возраста характерно значительное разнообразие эмоциональных состояний и чувств, их углубление и повышение уровня их устойчивости, продолжительности, интенсивности и четкости проявления, постепенное совершенствование произвольной эмоциональной саморегуляции. Выражение эмоций становится у детей намного сдержаннее. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать, ребенок начинает усваивать этические нормы, у него зарождаются этические и познавательные чувства. Развиваются такие социальные эмоции, как симпатии, привязанность к сверстникам, появляется потребность в сотрудничестве, в признании и уважении сверстника, возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи .Сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью.
Несмотря на положительные изменения в эмоциональной сфере и межличностных отношениях детей дошкольного возраста, отмечаются и конфликтные формы взаимодействий. Типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений являются застенчивость, обидчивость, демонстративность и повышенная агрессивность детей. В основе повышенной обидчивости дошкольников лежит напряженно болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя. Он фиксируется на себе и отношении к себе со стороны окружающих, что приводит к не насыщаемой потребности в признании и уважении, в постоянной их демонстрации. Ребенок чувствует, что окружающие пренебрежительно и неуважительно относятся к нему, это дает ему мнимые основания для обиды, обвинения других, что соответственно нарушает межличностные отношения со сверстниками.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что только у 16,7% практически отсутствуют проявления обиды, а если обида возникает, то всегда по значимому поводу. У 40% детей отмечается средний уровень обидчивости. У 43,3% дошкольников отмечается высокий уровень обидчивости. У таких детей проявления обиды очень частые, демонстративные, в основном неадекватные. Были условно образованы две группы детей: с низким и средним уровнем обидчивости и с высоким уровнем обидчивости.
В ходе диагностики межличностных отношений у детей и в результате статистического анализа выявились некоторые достоверные различия в выражении отношения к сверстнику у детей дошкольного возраста, в зависимости от уровня обидчивости. Обидчивые дети значительно реже используют критерии, говорящие о позитивных межличностных отношениях ребенка, они значительно чаще используют неконструктивные способы, выходя из конфликта (уход, агрессия), особенно в ситуации непринятия сверстниками. Обидчивые дети значительно реже называют сверстников своими друзьями, чаще не могут объяснить, что их объединяет с другом и называют значительно меньше позитивных качеств друга - сверстника.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: особенностями отношений к сверстнику обидчивых детей старшего дошкольного возраста преимущественно негативные межличностные отношения, неконструктивные способы выходя из конфликта, слабое развитие представлений о друге – сверстнике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ