Особенности антиквариата и произведений искусства

Антиквариат преимущественно относят к товарной позиции 9706, которая называется «Антиквариат возрастом более 100 лет». Существует важная особенность отнесения товара к данной товарной позиции: товары, относящиеся к товарным позициям  9701 – 9705, включаются в эти товарные позиции, даже если их возраст более 100 лет. Это значит, что возрастной критерий является не единственным критерием, по которому товар можно отнести к антиквариату. В позицию 9706 включают весь антиквариат возрастом более 100 лет, если он не включен в товарные позиции 9701 – 9705.[4]
В ТН ВЭД ЕАЭС в 97 группе собраны товары, являющиеся предметами коллекционирования: произведения искусства, антиквариата. Для того чтобы точно отнести товар к предметам коллекционирования или антиквариату необходимо провести специальную экспертизу, в которой будут выявлены характерные признаки. Однако подробное описание таких признаков в товарной группе 97 отсутствуют.
В качестве решения выявленных проблем автор предлагает следующие меры. Во-первых, следует ввести определения таких понятий как «антиквариат» и «культурная ценность» в пояснения к товарной номенклатуре. Необходимо разграничить признаки каждого из этого понятия и составить чёткий перечень идентификационных признаков, благодаря которым предмет можно будет отнести либо к антиквариату, либо к культурной ценности. Грань между этими двумя понятиями достаточно тонкая и размытая в законодательстве ЕАЭС, поэтому на этой почве возникает множество конфликтов между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.[5]
Автор предлагает определение культурой ценности как объекта, имеющего культурное значение для определённого народа или же целой страны в том числе относящегося к жизни или деятельности определённой личности.
Основные признаки культурной ценности:
Уникальность данного произведения;
Значимость для общества.
Понятия антиквариата и культурной ценности очень схожи. Антиквариатом будет являться старинная вещь, возраст которой превышает сотню лет, и которая несёт в себе художественную/историческую/культурную ценность.[5]
Ещё одна проблемная сфера, которую, по мнению автора, необходимо отрегулировать, это несоответствие некоторых положений в Российском законодательстве с законодательством Евразийского Экономического Союза в отношении антиквариата.  Необходимо установить общие требования  к антиквариату и его возрастной категории, чтобы избежать не состыковок в дальнейшем. В законодательстве ЕАЭС присутствует сравнительно мало информации об антиквариате, хоть попытки его незаконного перемещения через границу являются очень частыми случаями. Необходимо выделить отличительные особенности антиквариата и закрепить их в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС.
Антиквариатом можно назвать только редкую и уникальную вещь;
Антиквариат должен быть связан с определённой исторической эпохой;
Выполнен в соответствии с определённым художественным стилем, если речь идёт о мебели, украшениях, картинах и т.д.;
Антиквариат должен обладать определённой ценностью.
Для того чтобы определить, относится ли товар к антиквариату проводят идентификационную экспертизу, осуществляющуюся благодаря накоплению информации о предметах и сравниванию полученных данных с теми, которые были получены при исследовании других товаров.
Для того чтобы должностные лица, без проведения экспертизы, могли идентифицировать антиквариат, необходимо выделить идентификационные признаки антиквариата и закрепить их в ТН ВЭД или должностной инструкции.
Автор исследовал предметы мебели и выделил характерные признаки антикварной мебели, по которым представитель таможенных органов смог по крайней мере приблизительно определить, какой товар перед ним находится. В мебели очень важен материал, из которого она изготовлена и её состояние. Если мебель сделана из редкого материала, то необходимо понять к какой эпохе относится тот или иной материал. Например, ампир девятнадцатого века будет намного дешевле, чем сталинский (с середины 1940-х до середины 1950-х годов).  Причиной тому является то, что хорошую мебель в периоде с 1930 по 1940 делали в основном по специальному заказу.
Для идентификации предмета, изготовленного из фарфора, должностному лицу в первую очередь необходимо обратить внимание на клеймо, если оно имеется. Важным критерием является декорирование предмета. Чаще всего белый фарфор не представляет большой ценности и редко является предметом для коллекционирования. На предметах из фарфора очень часто наносят рисунки, необходимо определить является ли этот рисунок деколью, деколью с прорисовкой или же живописью. Фарфор с живописью является очень ценным.
Статуэтки являются самыми распространенными предметами коллекционирования. Не обладая профессиональными знаниями в данной сфере, очень сложно определить ценность статуэтки. Однако для того, чтобы понять, когда и кем была изготовлена статуэтка, необходимо посмотреть на клеймо. Ограниченные серии статуэток являются очень ценными, в особенности, если на них изображены известные личности.
Столовые приборы достаточно сложно идентифицировать как антиквариат без проведения экспертизы. Однако на ценных столовых приборах рядом с пробой всегда указывается имя мастера или клеймо фабрики. В особенности важна сложность узора, изображенного на столовом приборе и наличие драгоценных камней.[6]
Определить является ли икона или картина подлинником очень сложно без помощи специалиста. В таком случае, должностное лицо, не имея необходимых знаний в сфере технологии изготовления икон и картин в определённые исторические периоды, не сможет определить время создания картины или иконы. Подлинность икон и картин должна быть подтверждена посредством экспертизы.
Существуют также проблемы с идентификацией антиквариата даже во время проведения искусствоведческой экспертизы. Бывают случаи, когда несколько экспертов не приходят к единому мнению относительно классификации предмета искусства из-за недостатка информации. Заключения экспертов зачастую могут носить уникальный характер. Личностная (субъективная) оценка эксперта имеет весомое значение в процессах выявления культурных ценностей и антиквариата.
Для упрощения системы идентификации и классификации антиквариата необходимо создать единый реестр антиквариата. Таким образом, появится возможность быстрее проводить оценку предметов, которые будут относиться к категории ранее зарегистрированных в реестре. Создание отдела по работе с антиквариатом в ЕАЭС значительно уменьшило бы количество конфликтных ситуаций и могло бы способствовать эффективному обороту антиквариата.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ