общая характеристика этапов обучения двигательному действию

Цели и задачи

Цель курсовой работы: дать характеристику этапам обучения двигательного действия.

Введение и актуальность


На стадии формирования первоначального двигательного умения у занимающихся наблюдается непроизвольная напряженность мускулатуры и связанная с ней общая скованность движений, их неточность, что вызывается новизной действия и сложностью одновременного управления различными частями тела. Это преодолевается путем целенаправленных и глубоко осознанных повторений. На втором этапе обучения углубленно разучивается техника движений. Перед учащимися ставятся задачи: более глубоко познать технику движений, добиться свободного, выполнения движений слитного и ритм действия усовершенствовать, технику действия уточнить с индивидуальными особенностями в соответствии[7].
На этом этапе особенно важно многократно повторять те части движения, которые требуют при их заучивании высокой точности по пространственным, временным и динамическим характеристикам или являются решающими звеньями в упражнении. Применяются также многократные повторения действия в целом и различные методические приемы. Например, повторения с ограничением движений (приземление при прыжках в определенное, очерченное мелом место, при акробатических упражнениях в полной группировке выполняют кувырки не по длине, а поперек мата); повторение с соревнованием на качество исполнения отдельных, наиболее трудных элементов техники двигательного действия.
На третьем этапе обучения перед учащимися ставятся задачи: технику изученного действия прочно закрепить и продолжить ее в направлении усиления динамики движений и оптимизации ее других характеристик дальнейшее совершенствование, навык в различных условиях деятельности научиться применять и с эффективностью максимальной. Для этого количество повторений в обычных и новых, условиях непривычных, увеличивают, что позволяет навык гибкий вырабатывать. Однако целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой) должно определяться [17].
Применяют различные методические приемы в целях совершенствования движений: высоты снаряда повышение, амплитуды и скорости движений увеличение, выполнение упражнений поточное, повторение упражнения в сочетании с другими, в форме соревнования на качество исполнения и результат повторение, в игровой форме и др.
При обучении технике двигательного действия используют трн группы методов: практические, словесные и наглядного воздействия.
Практические методы: разучивание двигательного действия по частям и в целом.
В качестве словесных методов применяют: объяснение, описание, разбор, замечания, словесную оценку, команды, распоряжения и др.
Методами наглядного воздействия служат: непосредственный показ движений, демонстрация наглядных пособий (схем, рисунков, кинограмм), звуковые сигналы, методы двигательной наглядности (направляющая помощь обучаемому при движениях, фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, например посадки, которая является рациональной при передвижении на лыжах).
Выбор методов зависит от задач занятия, его содержания и подготовленности учащихся. Высокая эффективность обучения достигается при оптимальном сочетании методов[6].
В процессе физического воспитания учащиеся должны овладеть определенной суммой физкультурных знаний. По существу это важнейшие, наиболее общие сведения о физической культуре - теории и методике физической культуры, гигиены, биомеханики, спортивно-педагогических и других дисциплин. Физкультурные знания учащиеся ПТУ могут применить с огромной пользой для рациональной организации режима своей учебы в училище, а в дальнейшем -- труда на производстве, улучшения своего физического развития и укрепления здоровья, повышения спортивно-технической подготовленности, активного и эмоционального отдыха.

Заключение и вывод

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку.
Так, для успешного протекания обучения очень важно, чтобы у обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания учиться, интереса к профессии. 
Экспериментальным путем доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер (другими словами, формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);
2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов.
Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ