Нетрадиционные формы обучения младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования: рассмотреть роль нестандартных форм обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Введение и актуальность


Анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение требований, предъявляемых пятиклассникам в основной школе, и трудностей переходного периода позволяют выявить в совокупности те качества, которые необходимы ученику для его успешной адаптации на второй ступени общего образования и дальнейшей успешной учебной деятельности. Исходя из этого, в структуре психологической готовности учащихся к обучению в основной школе можно выделить следующие подструктуры:
- операциональную готовность;
- интеллектуальную готовность;
- личностную готовность.
Они выступают в единстве и во взаимосвязи, определяя результативность учебной деятельности и развития личности в ней.
Компоненты этих подструктур могут одновременно выступать критериями оценки сформированности психологической готовности учащихся к деятельности и общению в 5 классе. Каждая из выделенных подструктур имеет специфическое содержание, характеризующееся определенными параметрами. М. Н. Костикова [5] считает, что нельзя понять структуру психологической готовности к деятельности без учета иерархии ее подструктур, так и не может быть результативным подход, основанный на абсолютизации какой-либо из них.
Операциональная готовность характеризует достижения школьников в учебе. Не составляет большого труда выявить эту сторону готовности, так как в программах начальной школы определены требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть школьники к концу начальной школы, дан перечень необходимых умений и навыков по каждому предмету. Показателями операциональной готовности являются необходимые ученику для дальнейшего обучения знания, умения и навыки, которые по праву считаются одними из важнейших слагаемых психологической готовности к деятельности.
Проблема психологической готовности не может ограничиваться только операциональной ее стороной. Е. А. Аркин [1] убежден в том, что нельзя считать хорошо подготовленным к переходу в 5 класс ученика, у которого сформирована только операциональная готовность.
Интеллектуальная готовность является не только важным условием усвоения учебного материала, но и способствует овладению любой другой деятельностью, является показателем умственного развития ученика.
Операциональная и интеллектуальная подструктуры психологической готовности тесно взаимосвязаны: недостаточная интеллектуальная готовность приводит к трудностям в овладении знаниями, умениями и навыками, которые, в свою очередь, активизируют познавательные возможности учащихся. Уровень знаний, умений и навыков и интеллектуальные способности в сумме составляют умственный багаж ученика, характеризуют его умственное развитие. Не случайно З. И. Калмыкова [4] выделяет два компонента умственного развития школьника: фонд действенных знаний и обучаемость как способность к их усвоению. Интеллектуальная готовность учащихся к обучению на второй ступени общего образования обеспечивает высокий уровень их обучаемости.

Заключение и вывод


Нестандартные уроки в начальной школе занимают значительное место, т. к. это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Применение в процессе обучения нестандартных форм организации педагогического процесса не является самоцелью, оно оправдано, если ведет к интенсификации интеллектуального развития детей, к более прочному усвоению ими научных понятий, умений и навыков. Конструирование урока с применением нестандартных форм обучения не нарушает системы общеметодических принципов обучения: гуманизма, индивидуального подхода к учащимся, научности, системности и последовательности.
В начальной школе применяются следующие нестандартные формы обучения: урок-сказка; урок-игра; урок-путешествие; урок поиска истины; урок-исследование; урок-викторина и т. д. Они носят типологические черты как названного жанра (сказка, путешествие, игра, викторина …), так и урока, как сложного педагогического жанра.
Уроки русского языка представляют широкие возможности для использования нестандартного обучения. И только проанализировав весь материал по предмету можно определить, какие уроки лучше провести в нестандартной форме. Нестандартные формы обучения эффективны тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.
Повышению интереса к урокам русского языка способствуют нестандартные формы уроков, помогающие развивать мысли детей. Работая по учебникам нового поколения, вводятся в практику технологии перспективно-опережающего и развивающего обучения, игровые технологии, направленные на социализацию личности, технологию адаптивной системы общения, критического мышления, объяснительно-иллюстративного обучения, именно поэтому деятельность педагогов должна строится с применением различных нестандартных форм обучения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ