«ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИЙ ИНТЕРЬЕРНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ В РОССИИ»

Цели и задачи

Цель работы – на основе изучения истории, традиций, техник и приемов изготовления интерьерной художественной керамики, их современных особенностей выполнить керамическое изделие утилитарного назначения с целью адаптации традиции в современном мире материальной культуры и развития интереса к национальной культуре России.

Введение и актуальность


Производство фаянса – толстостенных изделий с пористым черепком, выполненных из белых глин, – началось в России в 1833 году. Центрами фаянсового производства стали фабрики Петербурга и Гжели. Самый совершенный вид керамики – фарфор, представляющий собой высококачественные изделия из белых глин, - начал производиться в России еще с 1744 года.
Для отделки храмов и дворцов, а также для облицовки печей, на Руси издревле использовались изразцы – керамические декоративные плитки. Самые ранние изразцы были терракотовыми. Из-за красного цвета обожженной глины их называли красными. Единственным украшением таких изразцов был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Сюжетами рельефов служили фрагменты русских народных сказок, басен и былин, сцены охоты и битв, реальные и фантастические животные, в том числе мифические птицы-девы Сирин и Алконост.
Однако красные терракотовые изразцы не отличались особой практичностью. Из-за своей пористой фактуры они пропускали в помещение угар, быстро загрязнялись и чернели. В итоге, начиная с ХVII века, изразцы стали покрывать глазурью. Вскоре комплекты изразцов для печей начали изготавливать в специальных керамических мастерских. Печь, отделанная поливными (т.е. покрытыми глазурью) изразцами, не только украшала жилище, но и лучше обогревала его, поскольку изразцовая облицовка увеличивает теплоотдачу.
По словам Г.Я. Федотова, «хотя изразцы в основном являются частью большой орнаментальной композиции, каждый из них в отдельности порой воспринимается как самостоятельное произведение декоративно-прикладного искусства».
Уже в древние времена люди стремились декорировать керамические изделия. На керамических сосудах, найденных на территории разных стран, обнаружены примитивные украшения в виде небольших отверстий, волнистых полос и т.п. На Руси керамическую посуду расписывали ангобами – жидкими цветными глинами, покрывали глазурью. Из остатков глины лепили игрушки.
Сегодня промыслы по изготовлению художественной керамики представляют собой широко развитую отрасль местной промышленности, имеющую собственную специфику и художественно-стилевую направленностью. В таких признанных центрах керамического производства, как Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново и т.д., бережно сохраняются и развиваются художественные традиции данного промысла. Существуют и новообразованные предприятия, художественно-стилевая направленность которых находится в стадии формирования.
Таким образом, зародившись на заре человеческой истории, художественная керамика всегда сопутствовала человеку. Уже в древние времена мастера-керамисты занимались изготовлением изделий, признанных выполнять не только утилитарную, но и эстетическую функцию. Современные керамические изделия, выполненные в соответствии с традициями старинных промыслов, обрели еще большую декоративность, что позволяет им служить украшением любого интерьера.

Заключение и вывод


Традиционная русская интерьерная керамика всегда отличалась самобытностью, завершенностью росписи и неповторимым совершенством форм. Талантливые мастера-керамисты занимались изготовлением изразцов, посуды и игрушек. Помимо оригинальной формы, украшением подобных изделий служил орнамент, в основе которого зачастую лежат традиционные языческие символы.
Наиболее интересными промыслами по изготовлению традиционных керамических изделий стали Гжель, Скопин, Дымково, Филимоново и Каргополь. Профессиональное производство высококачественного фарфора началось на Императорском фарфоровом заводе. После революции еще одним оригинальным центром фарфорового производства стал Первомайский фарфоровый завод.
Сегодня промыслы по изготовлению керамических изделий сохраняют и развивают старинные традиции. Расширяется ассортимент изделий, появляются новые элементы декора. На промыслы приходят новые мастера, чей талант и творческий энтузиазм способствуют появлению новых форм и орнаментальных мотивов. Многогранный мир интерьерной художественной керамике вбирает в себя все разнообразие изделий – от простонародных свистулек, создаваемых мастерами народных промыслов, до изысканной продукции фарфоровых заводов.
Изучение традиционных народных промыслов, освоение изготовления изделий являются благодатным материалом для работы учреждений дополнительного образования. Моделировка форм, освоение народной росписи будут способствовать развитию мелкой моторики, художественно-эстетического вкуса, пробуждать у них интерес к традиционной народной культуре, а созданные своими руками изделия станут прекрасным украшением интерьера.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ