Мне необходимо написать курсовую работу на тему сравнения двух картин. Обязательно затронуть : описание цветов

В «Сватовстве майора» мы видим интерьер состоятельной по тем временам семьи: добротная мебель, крахмальные скатерти, тяжелые платья привлекают своей осязательностью и в то же время одухотворяются действием свето-воздушной среды: тихим мерцанием рассредоточенных по комнате «островков» стекла и хрусталя (сверкающая бронзовая люстра, жирандоли, бокалы) и игрой солнечных лучей, проникающих через открытую дверь. Свет творит чудеса, как будто помимо воли художника: так, типичная сваха-завираха, преображенная светом, кажется добрым вестником, пожаловавшим откуда-то свыше.
Каждая мелочь в «Сватовстве майора» имеет не только свой определенный смысл, не только оправдана, но и также обладает определенным назначением для характеристики персонажей или же для пояснения изображаемой ситуации. В картинах Федотова нет ничего случайного. В изображении людей Федотов постоянно прибегал к работе с натуры.
Так, художник вспоминал, как он искал типажи для своей картины «Сватовство майора»: «Когда мне понадобился тип купца, я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматривался к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая ухватки. Также гулял по Невскому проспекту с этой же целью. Но никак не мог найти того, что мне хотелось. Наконец однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено в данном месте самое приятное свидание, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться, волочился за ним целый год, изучил его характер, получил позволение списать с него портрет (не смотря на то, что он считал это грехом и плохим предзнаменованием), и только тогда внес его в картину. Целый год я изучал одно лицо, а чего мне стоили другие».
Интерьер купеческого дома художник «подсмотрел» в одном из трактиров близ Гостиного двора. Там же нашел люстру, которую даже на время выпросил у хозяина. Все, изображенное на картине, художник писал с натуры, вплоть до пирога на столе, купленного в трактире съеденного после окончания сеанса.
30 сентября 1948 г. картина была выставлена в Академии художеств. За картину «Сватовство майора» Федотов в 1848 г. Советом Академии художеств был удостоен звания академика «по живописи домашних сцен». Спустя несколько месяцев, на годичной выставке Академии, «Сватовство майора» также имело необычайный успех. Старожилы сравнивали его с триумфом тридцатилетней давности, который когда-то имела картина «Последний день Помпеи».
Федотов, таким образом, очень оригинально демонстрировал свое полотно на выставке, сопровождая показ чтением поэмы собственного сочинения «Поправка обстоятельств» в разговорном стиле, которая комментировала живописный сюжет картины.
Например, начиналась поэма в духе народного, балаганного зазыва:
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не просим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся…
Федотов очень любил изображать все подробно, с большим количеством деталей. Сопроводительные же тексты, которые он также называл «рацеями», художник сочинял именно для зрителей того времени, для которых подобные картины были в новинку. Так по тону поэмы к «Сватовству майора» становится понятно, как художник относился к своим героям:
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горнице, –
Как майор, толстый, бравый,
Карман дырявый, крутит ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!»
Зрители, современники художника, не верили, что Федотов придумал эту ситуацию, и даже искали, с кого же написаны майор и другие персонажи. Так, в частности, в народе рассказывают, что вскоре после выставки пришел к П. Федотову некий майор и сказал, что «приехал только за тем, чтобы выразить свой восторг и удивление, что художник, не знавший его, так мастерски и правдиво написал его историю».
Небольшое полотно (58 на 75 см.) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. Умело составленная композиция позволяет легко разобраться в происходящем, понять роль каждого участника картины, которая написана с удивительной тщательностью и артистической легкостью.
Картина «Сватовство майора» стала главным произведением зрелого творчества Федотова. Своим полотном художник утверждает, что мир прекрасен и разнообразен, лишь система общественного устройства, в которой вынужден жить и работать П. Федотов, дурна. Он относится к своим персонажам с мягким юмором, его ирония – без зла.
Став центральным произведением зрелого периода творчества художника, картина «Сватовство майора» подвела итоги непродолжительному развитию мастера, выявило принципы его искусства, его художественный метод и мастерство. В «Сватовстве майора» оказалось преодоленным противоречие между раскрываемым художником жизненным явлением и красотой объективного мира. Эти две позиции перестали противостоять друг другу. Но они не слились, а как бы разминулись, что и позволило Федотову наполнить поэтическим содержанием критические сюжеты.
В «Сватовстве майора» ни один герой не кажется безобразным или отталкивающим, федотовские герои, люди как люди. Они не отклоняются от нормы, не производят каких-либо действий, наносящих ущерб жизненной системе, принятой в обществе. Все эти герои по-своему совершенны, как представители общества, как типы, как формулы человеческих характеров.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ