Методические приемы работы над лексикой на младшей ступени обучения иностранному языку (немецкий язык)

Таким образом, созданный ранее когнитивный образ слова становится более прочным. Вследствие чего, на этапе тренировки обучающийся должен учиться опознать слово в чужой речи, правильно употреблять его в своей речи, так как оперирование слова в уме является главным и основным условием практического владения им [Дорохова 2014: 111].
Другой известный исследователь С.Ф. Шатилов выделяет следующие этапы формирования лексического навыка:
1. Введение, семантизация нового слова и его первичное воспроизведение.
2. Этап тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях.
3. Этап создания динамичных лексических речевых связей [Шатилов 1986: 187].
У Е.И. Пассова мы отмечаем следующие этапы (стадии) формирования лексического навыка:
1. Стадия осознания значения слова.
На данной стадии формируется механизм соотнесения слова с образом предмета.
2. Стадия имитации.
Данная стадия предполагает формирование механизма соотнесения слуховых и речевых следов.
3. Стадия обозначения.
На данной стадии происходит развитие необходимых ассоциативных связей слова с предметом.
4. Стадия комбинирования.
Данная стадия предполагает развитие механизма сочетаемости лексических единиц.
5. Стадия употребления.
На данной стадии происходит совершенствование механизма ситуативного выбора слова [Пассов 1989: 117].
Проанализировав вышеизложенные этапы формирования лексических навыков, мы предлагаем свой подход, состоящий из следующих этапов:
Этап семантизации, т.е. раскрытие значения слова.
Этап закрепления лексического материала.
Этап формирования лексического навыка.
Необходимо отметить также, что для формирования лексического навыка необходимы не только сведения формально-структурного характера, но и знание социальных, ситуативных и контекстуальных правил, а также социокультурные и лингвистические знания в области лексики (знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости, знание служебных слов, знание этимологии отдельных слов).
При работе над лексикой используются различные методические приемы. Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Это определенная система взаимосвязанных последовательных действий ученика и учителя, благодаря которым происходит полноценное усвоение нового учебного материала. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение методического приема: «Методические приемы — это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий преподавателя и адекватные им действия обучающихся, обеспечивающие достижение целей занятия» [Кикотя 2004: 273].
Для того чтобы была достигнута цель – формирование лексического навыка, учитель, как правило, использует разного рода методические приемы на всех этапах работы над лексикой. Это могут быть приемы:
Беспереводные (Одноязычные).
Использование наглядности:
— иллюстрированной (рисунки, схемы, таблицы и т.п.);
— действия (мимика, жесты, движения);
— предметной (игрушки и т.п.);
— ТСО.
Использование антонимов, синонимов, словообразования, контекста, дефиниций и др.
Переводные (Двуязычные).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ