Математические способности младших школьников: выявление и развитие.

В рамках развития математических способностей детей младшего школьного возраста акцентируется внимание на особенностях становления обязательных аспектов математических способностей: способность к теоретическому осмыслению математического аппарата; способность использовать математические знания в практическом аспекте деятельности; способность получать и анализировать математическую информацию; способность быть внимательным при решении математических задач; наличие математической памяти; необходимый уровень сформированности воображения; сформированность логического мышления; способность переключаться от одного вида деятельности на другой на уроках математики.

1.2 Развитие математических способностей у детей младшего школьного возраста

Математика как учебный предмет направлен на полноценное развитие личности детей с позиции познавательного развития, становления коммуникативных и регулятивных действий.
В процессе выполнения математических заданий младшие школьники учатся правильно воспринимать содержание задания, искать пути решения, как стандартного, так и нестандартного характера [1].
Процесс развития математических способностей у детей младшего школьного возраста включает применение следующих технологий работы с детьми:
проблемное обучение – представляет собой организацию урока таким образом, что учитель становится не главным субъектом учебного процесса, а выступает в роли его организатора [4].
Под руководством педагога происходит применение проблемных ситуаций, разрешение которых зависит от деятельности учащихся.
Технология проблемного обучения кардинально меняет традиционную систему разработки урока, поскольку меняется роль педагога и учащихся в системе обучения.
Необходимо выделить наиболее распространенные приемы, применяющиеся в рамках проблемного обучения:
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
задания, для выполнения которых недостает знаний;
формулирование темы урока в виде вопроса [12].
Наибольшую популярность имеет метод проблемного изложения. Учащиеся должны высказать свою точку зрения относительно представленной темы, найти решения проблемы;
педагогика сотрудничества – позиционируется как «проникающая» технология. То есть в процессе работы формируется взаимное сотрудничество между педагогом и учащимися, при этом в процессе работы отмечается обязательное нахождение взаимопонимания, проникновение духовного сотрудничества. Данная технология способствует развитию совместного анализа педагогом и учащимися различных учебных моментов [15].
Технология сотрудничества позволяет учащимся выступать в рои субъекта учебного процесса, при этом младшие школьники учатся взаимодействовать не только с ровесниками, но и педагогом с целью достижения результата работы;
дифференцированный и индивидуальный подход – представленная технология представляет собой взаимосвязь индивидуального подхода, который ориентирован на особенности каждого ребенка, уровень знаний, специфику познавательного и личностного развития, и дифференцированного, который непосредственно связан с работой в группе, где также выделяются индивидуальные возможности каждого ребенка.
Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика [17].
Цель дифференциации – разработка заданий для отдельных групп, уровень обучения которых различается. Индивидуальный подход направлен на применение заданий для одного учащегося, при этом задания отражают особенности развития ребенка, его успешность в процессе освоения знаний по определенному предмету [20];
информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в рамках образовательного процесса способствует подкреплению необходимого теоретического и практического материал, что в большей степени формирует у детей склонность к дальнейшему обучению.
Благодаря ИКТ, учащиеся легче воспринимают информацию, формулируют свои мысли. Также учащиеся в процессе изучения темы могут свободно создавать презентации на определенные темы, что включает в себя развитие самостоятельности в контексте образовательного процесса [26].
Использование ИКТ на уроках математики позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
компетентно – ориентированное обучение – это метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [10].
Комплексное использование различных технологий при развитии математических способностей у детей младшего школьного возраста способствует тому, что у детей происходит становление способности к самоопределению, смыслообразованию, при этом происходит интенсивная трансформация познавательного и личностного развития.
Итак, в контексте развития математических способностей у детей младшего школьного возраста выделяются различные технологии обучения, при этом каждая технология ориентирована на то, что ребенок в процессе обучения занимают позицию субъекта, то есть не только может воспринимать необходимую информацию, но и сам постепенно ориентируется на самостоятельное обучение, при этом педагог выступает в роли организатора учебного процесса, что кардинально меняет представление о традиционной организации урока.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ