Лингво-стилистические особенности медиатекстов

Цели и задачи

Цель исследования – выявление и анализ лингвостилистических особенностей текстов английской газетно-журнальной публицистической статьи.

Введение и актуальность


Итак, современная система медиатекстов – это динамично развивающаяся структура, внутри которой существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными текстами обусловлена единым типом творчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый медиатекст, в отличие, например, текста литературного, всегда порождается потребностями отражения современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Это то, что и по сей день остается в качестве основной системообразующей характеристики медиатекстов.

1.3. Категория оценки в массмедийном дискурсе

Рассматривая «газетный язык» как стилевое единство, понимая функциональный стиль как систему взаимосвязанных языковых средств, которая служит определенной цели коммуникации и является продуктом развития письменной разновидности языка, а функцию – как обобщенную цель коммуникации в одной из основных сфер человеческой деятельности, основными функциями газетного стиля следует признать функции информации и оценки.
Оценочное значение является важным признаком лексической единицы. И.В. Арнольд пишет, что «слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том что оно называет, т.е. одобрение или неодобрение» [Арнольд, 1981, с. 108].
А.В. Кунин дает такое определение оценки: «Оценка – это объективно-субъективное или субъективно-объективное отношение человека к объекту, выраженное языковыми средствами эксплицитно или имплицитно» [Кунин, 2005, с. 212]. В этом определении объект понимается в самом широком смысле как человек, животное, предмет, действие, состояние, ситуация и др.
С точки зрения языка структура оценки представлена следующими основными элементами: субъектом оценки, объектом оценки и оценочным предикатом. Структура оценки предполагает наличие не только обязательных, но и факультативных элементов. К факультативным элементам оценочной структуры относятся прежде всего аксиологические предикаты мнения, ощущения, восприятия.
Субъект оценки – это лицо, часто социума или социум, эксплицитно или имплицитно выраженные с точки зрения которых дается индивидуальная или коллективная оценка. Субъект оценки, квалифицируя предметы, явления, события, выражает свое отношение к оцениваемому предмету. Оценка, выраженная субъектом, не претендует на универсальность. То, что хорошо для одного субъекта, может быть плохим для другого. Поэтому необходима релятивизация оценки, то есть указание на то, кому она принадлежит. Экспликация субъекта оценки, выражающего собственное или чужое мнение, способствует субъективизации оценки. Объективизация оценки может иметь место при отсутствии экспликации субъекта оценки и указывает на общепринятые стереотипы. Экспликация субъекта оценки достигается при прямом указании на лицо (to my mind, ecc.) при помощи фраз с пропозициональными глаголами (think, seem, guess, ecc.). Указание на субъект оценки делает оценочное суждение не столь категоричным и допускает существование иных стереотипов восприятия. Имплицитный субъект оценки прослеживается на уровне текста с учетом его структурных, семантических, содержательных особенностей и выходит за рамки лингвистического анализа. С точки зрения семантики оценочные суждения предполагают сложное взаимодействие субъективного (оценочного) и объективного (дескриптивного) факторов. Субъективный момент оценки проявляется уже в том, что оценка дается на основе выбора одного из признаков, характерных для сравниваемых объектов. Объективность проявляется в ориентации на определенную шкалу и стереотипы.
Под сравниваемыми объектами подразумеваются объекты, которым приписываются сопоставляемые качества, свойства, ценности. Предмет обладает совокупностью свойств, каждое из которых может стать предметом оценки. Момент субъективности присущ сравнительной оценке, поскольку сравнение происходит на основе одного из свойств объекта. Сравнение может осуществляться на основе разных свойств, что может привести к иной оценке.
Природа оценочных высказываний разнообразна. Существует прямой и косвенный способы выражения оценки. Прямая оценка выражается при помощи общеоценочных слов типа «плохой/хороший» и их синонимами. Косвенная оценка выражается при помощи различных средств, к которым относятся различные тропы и стилистические фигуры.
Итак, оценка – это языковая категория, выражающая отношение говорящего к объекту действительности в зависимости от того насколько удовлетворены его потребности, желания, интересы или цели. То есть, познавая мир и взаимосвязь реального мира в практической деятельности, человек не просто отражает явления действительности и их признаки и качества, но одновременно отражает свое отношение к реальной действительности, давая ей оценку – позитивную или негативную.

Заключение и вывод

В современных условиях становления информационного общества особую актуальность приобретает изучение речевой практики СМИ. Реальность сегодня конструируется средствами массовой информации, и почти всё, что мы знаем о мире, мы получаем через посредство СМИ. Можно сказать, что в современном обществе СМИ выступают и как инструмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата, и как способ когнитивной обработки социума и индивида с целью формирования особой картины мира.
Основной единицей членения медиапотока является медиатекст – динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций. Широкие рамки медиатекста позволяют объединять такие разноплановые и многоуровневые понятия, как газетная статья, радиопередача, телевизионные новости, Интернет‐реклама и прочие виды продукции средств массовой информации. Быстрое закрепление концепции медиатекста в научном сознании было обусловлено всё возрастающим интересом исследователей к изучению проблем медиаречи, особенностей функционирования языка в сфере массовой коммуникации.
В данной работе мы ограничили рамки медиатекста только журналистским продуктом, проанализировав языковые (лексические и стилистические) средств выразительности в информационно-аналитических медиатекстах англоязычной публицистики.
В ходе проведенного нами анализа мы сделали следующие выводы:
1. Специфика газетно-журнальной публицистической медиаречи заключается в прямой, авторской оценочности, которая является одним из компонентов коннотативного значения. Оценочное значение является важным признаком лексической единицы. Слово обладает оценочным компонентом значения, если оно выражает положительное или отрицательное суждение о том что оно называет, т.е. одобрение или неодобрение.
2. Лексическими средствами оценочности в газетном тексте являются такие выразительные средства, как эпитет, сравнение, метафора, метонимия, лексический повтор, ирония, антономазия, эвфемизм, гипербола, мейозис, персонификация, перифраз, оксюморон. Оценка, выраженная ими, может носить либо положительный, ибо отрицательный характер.
3. Британские и американские информационные публицистические медиатексты характеризуются наличием в них таких экспрессивных синтаксических конструкций как зевгма, литота, эллипсис, риторический вопрос, параллелизм, разные виды синтаксических повторов, полисиндетон, инверсия, антитеза, градация
Использование синтаксических конструкций подчинено общей цели оказания воздействия на читателя и, как следствие, реализации воздействующей функции, которая, благодаря информационному поводу, начинает доминировать над функцией передачи информации. Каждая экспрессивная конструкция, использованная автором в тексте статьи, способствует выполнению им общей воздействующей функции. Отбор корреспондентом синтаксических конструкций, а также превалирование в них одних конструкций над другими обусловлены прагматической интенцией автора как отправителя текста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ