Лингвистические способы создания саспенса в жанре детской детективной литературе Энид Блайтон

Цели и задачи

Целью исследования является выявление и рассмотрение основных лингвостилистических способов создания саспенса в жанре детской детективной литературы.

Введение и актуальность


Для создания саспенса прибегают к графическим средствам. Это способ создания скрытых смыслов — намеков, догадок, недоговоренностей, — благодаря которым создается ощущение угрозы, опасности. Часто в текстах используются многоточия, с помощью которых автор изображает напряженную ситуацию. Об этом пишет, в частности, Н. С. Валгина, рассматривая многоточие в качества маркера эмотивно-прагматического аспекта высказывания: многоточие является знаком эмоционально наполненным, показателем психологического напряжения, подтекста, выразительным средством, способным передать такие дополнительные смыслы, как таинственность, загадочность, «что-то особенное» (Валгина 2004, 54).
Еще одним источником актуализации эффекта саспенса может служить образность и символизация, введение в текст узнаваемых эмотивных символичных образов (воющая ночью собака, кричащий филин), которые на ассоциативном уровне завладевают вниманием реципиента и служат средством повышения предощущения беды, опасности (Безроднова 2013, 18).
Большой вклад в создание саспенса вносят синтаксические средства: односоставные, эллиптические, отрывистые предложения, номинативные, краткие нераспространенные предложения. Напряженный ритм повествования создается и «нанизыванием» однородных членов предложения. Важным средством создания саспенса является градация (Бохиева 2010, 58), понимаемая в этом случае в своем широком значении, т.е. как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления» (Розенталь 1985, 80). Так, например, автор может использовать ряд синонимичных эпитетов, причем благодаря тому, что они выстроены в градации, образность описания усиливается.

Заключение и вывод

Данное исследование посвящено анализу специфики создания саспенса в детской литературе, где особое внимание было уделено лингвостилистическим способам его создания в жанре детективной литературы для подростков.
Нами был произведен обзор теоретических работ в области стилистики и кинодискурса. Исследование теоретического материала в вышеобозначенной области позволило определить следующее: по причине сложности и многоаспектности понятия «саспенс» сущность его природы все еще не определена, — так же, как и отсутствует единое общепринятое определение данного термина. В современной научной литературе существует несколько взглядов на его природу, которые определяют разные источники саспенса, а также различные способы влияния на человеческое сознание. В широком смысле саспенс принято определять как композиционную стратегию, комплексный когнитивно-аффективный феномен. При этом сам прием саспенса основан, как правило, на переживании реципиентом состояния тревожности, неопределенности, страха и даже любопытства, которые актуализируются художественными текстами.
Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что к числу ключевых особенностей детской литературы как таковой относятся ее простота и наглядность, не предполагающие использование большого количества стилистических средств и сложных синтаксических конструкций. Однако большинством исследователей все же признается тот очевидный факт, что разнообразные средства художественной выразительности являются значимым способом языковой реализации картины мира детской литературы.
Несмотря на то, что жанр детской детективной литературы предназначен, в основном, для детей и подростков определенного возраста, в подобных произведениях также присутствует саспенс, средства создания которого обнаруживаются на всех языковых уровнях.
В рамках исследования были проанализированы повести Э. Блайтон «Тайна сгоревшего коттеджа» и «Тайна запутанного следа», из текстов которых были отобраны примеры, иллюстрирующие использование средств создания саспенса на лексическом и синтаксическом уровнях языка, а также на уровне графики текста.
В результате данного анализа были выявлены такие средства языковой репрезентации на разных уровнях текста, как метафоры, анафоры, сравнения, соматизмы, ряд графических элементов, риторические вопросы, параллелизм, неопределенные местоимения и т.д. Анализ специфики употребления перечисленных средств показывает, что цель их использования — манипуляция чувствами читателя, поскольку при прочтении произведений данные средства не только вызывают у него страх перед тем неведомым, которое фигурирует в повествовании, но и вполне закономерное любопытство по отношению к нему.
В результате проведенного исследования, а также на основании рассмотренных примеров, можно сделать вывод, что категория саспенса реализуется в художественном тексте посредством использования различных лексических, синтаксических и стилистических средств. Было также установлено, что с целью введения читателя в состояние саспенса Э. Блайтон часто указывает на эмоции, переживаемые героями, тем самым, с одной стороны, заставляя читателя сопереживать им, с другой — манипулировать его собственными ощущениями.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ