Курсовая. Трейлер как особый вид массовой коммуникации в кинематографе

Цели и задачи

Цель работы: выявить особенности трейлеров как вида массовой коммуникации в кинематографе на примере трейлеров фильмов «Счастливого дня смерти», «Очень плохие мамочки 2», «Новогодний переполох» и «Виктория и Абдул».

Введение и актуальность


Все существующие сегодня определения понятия «трейлер» в общем схожи. Так Энциклопедия кино определяет его как рекламный видеоролик о кинофильме, который необходим для показа в кинотеатрах, в интернете, по телевидению и пр., составляющийся на основе самых запоминающихся моментов фильма [Трейлер, 2010]. И.В. Дьяченко писала, что трейлер является крайне эффективным элементом продвижения продукции кинематографа благодаря тому, что он создается в виде небольшого рекламного ролика о фильме, который демонстрируется открыто в кинотеатрах, интернете и т.д [Дьяченко, 2009. С. 92]. Примерно похожее определение приводили Н.В. Ноакк и А.Н. Знаменская [Ноакк, Знаменская, 2014. С. 60-61].
Но Е.А. Глазкова более подробно определяет исследуемое понятие – как ролик определенного хронометража и структуры, который необходим как для того, чтобы ярко и сжато анонсировать какое-либо экранное зрелище, так и для краткого отражения его смысла, сюжета и стилистического оформления [Глазкова, 2016. С. 131].
Последнее определение кажется более емким.
Одной из особенностей трейлеров, по мнению Е.А. Глазковой, является то, что они представляют собой так называемые медиасимбиозы – продукты прихода маркетинговых коммуникаций в экранные искусства. Но Е.А. Глазкова подчеркивает: маркетинг и реклама крайне трудно «входят» в экранное повествование, хоть трейлер и должен формировать комплексный художественный образ фильма, но на практике часто достижение такого образа не представляется возможным [Глазкова, 2016. С. 131].
Кинотрейлеры сегодня часто можно обнаружить на различных интернет-ресурсах, посвященных кино, благодаря их лаконичности и краткости. Так они почти полностью заменили собой привычные ранее синопсисы (краткое текстовое изложение произведения). Более того, можно утверждать, что интернет и становится хранилищем подобных продуктов, поскольку в кинотеатрах их срок существования строго ограничен [Глазкова, 2016. С. 132].
М.В. Ноакк и А.Н. Знаменская проводили анализ эмоций кинозрителей при просмотре трейлеров к 15 различным кинофильмам. Так ими была выявлена любопытная особенность трейлеров: они часто порождают сильные эмоции, и это положительно сказывается на решении аудитории просмотреть какой-либо фильм. Таким образом, наиболее эффективными трейлерами были названы те, которые дают возможность аудитории испытывать разнообразные – как позитивные, так и негативные – эмоции: грусть, сожаление, тревогу и пр [Ноакк, Знаменская, 2014. С. 65].
Л.Н. Якина обращала свое внимание на длительность подобных роликов и на то, как она связана с основной задачей трейлеров. Исследовательница выявила: средняя длительность трейлеров составляет всего 20-25 секунд, что хорошо подходит для анонсирования и рекламы фильма. Трейлеры более 30 секунд уже не слишком интересны аудитории из-за своей перегруженности событиями и эффектами [Якина, 2014. С. 42].
А. Талал обращал свое внимание на структуру трейлера. По его мнению, она часто формируется из абсолютно не связанных между собой фрагментов по принципу калейдоскопа: сцены в нем сменяются крайне динамично, производя впечатление на зрителя. Но одновременно с этим в монтаж трейлера могут попасть и какие-либо продолжительные фрагменты из фильма, имеющие ключевой характер. Так или иначе, но по трейлеру невозможно составить осмысленное представление о кинопродукте, поскольку его задача – заинтересовать фильмом аудиторию, а не рассказать о нем (справочная информация о фильмах в избытке присутствует на различных интернет-ресурсах, к примеру, на kino-teatr.ru). А даже если и возможно, оно чаще всего будет ошибочным [Талал, 2018. С. 256].
На то, что главная задача трейлера - заинтересовать фильмом аудиторию, а не рассказать о нем, намекает и И.В. Пудов. Он пишет, что ключевой момент любого трейлера кинофильма – сопровождение видеоряда голосовыми или текстовыми комментариями, которые только намекают на сюжет. Без этого элемента суть киноленты будет совсем не ясна, а значит, здесь необходим выбор правильных речевых и текстовых инструментов для подобного намека [Пудов, 2016. С. 174].
Таким образом, можно утверждать, что трейлер – это в первую очередь, техническое искусство монтажа кратких и емких роликов о кинокартинах главным образом для привлечения аудитории. Но это не означает, что в нем не присутствует такой компонент, как творчество. Творчеством здесь является всегда субъективный отбор наиболее ярких моментов из кинокартины.

Заключение и вывод

Кино является одним из самых популярных видов искусства во всем мире не только для зрителей, но и для многочисленных киностудий. Так именно конкуренция киностудий предопределила появление такого рекламного инструмента, как кинотрейлер, поскольку фильм является не только способом самовыражения, не только продуктом командной и творческой работы, но и коммерческим продуктом.
Одной из наиболее заметных характеристик проанализированных трейлеров является их лаконичность. Причем, они облекаются в весьма продолжительную форму видеоролика длительностью более 2 минут. Однако нельзя сказать, что трейлеры способны сформировать комплексный художественный образ фильма – для этого они слишком непродолжительны и слишком быстро сменяются их фрагменты.
Трейлеры были сформированы не из наиболее запоминающихся фрагментов фильмов. Если бы это было так, то зрителям невозможно было даже примерно понять, о чем идет речь в картинах. Так трейлеры были составлены из наиболее важных смысловых фрагментов – как ситуаций, так и разговоров героев, которые могут быть и не слишком зрелищными.
Также стоит отметить, что трейлеры сами по себе не имеют никакой художественной ценности.
Просмотр роликов дает основания судить об их стилистическом оформлении. В этом плане значительно отличается от других трейлер кинофильма «Виктория и Абдул», поскольку в нем речь идет о периоде конца 19-го века, и авторам необходимо было отразить то время в фильме и трейлере. Этот же момент отразился и на эмоциях, которые может дать зрителю этот трейлер – он весьма сдержан в эмоциональном плане. С точки зрения эмоций наиболее сильное впечатление производит трейлер «Счастливого дня смерти».
Кинотрейлеры хорошо вписываются в современные массовые коммуникации благодаря тому, что они максимально отстранены от привычных рекламных сообщений в СМИ с такими их особенностями, как частая периодичность выхода и назойливость, частое отсутствие художественной составляющей, конкретика рекламируемого (в трейлерах нет перечисления всех достоинств продукта) и пр. Так в глазах обывателей подобные ролики могут даже восприниматься как минифильмы о фильмах.
В случае этих кинотрейлеров нельзя говорить о каком-либо «авторском почерке» их создателей – это весьма утилитарные и стандартизированные продукты, то есть, они сделаны по одному шаблону. Творческая составляющая этих роликов заключается лишь в отборе необходимых кадров из кинофильма и их особом монтаже, а также монтаже специальной текстовой информации. Так создание кинотрейлера – это деятельность главным образом техническая.
Значит, гипотеза исследования - создание каждого трейлера носит индивидуальный творческий характер, что отличает его от прочих – не подтвердилась.
Отсюда вытекает главная рекомендация дальнейшего изучения проблемы: нет смысла сравнивать между собой трейлеры современных различных кинофильмов, рассчитанных на самую широкую аудиторию, поскольку все они примерно похожи и значительной разницы между ними вряд ли удастся обнаружить.
Научные перспективы дальнейшего изучения проблемы состоят в исследовании трейлеров к кинофильмам с учетом содержания самих кинокартин (что конечно же обуславливает их просмотр и анализ) с тем, чтобы выяснить, какие смысловые моменты были опущены при создании кратких роликов и почему.
Перспективы может иметь и исследование-сравнение трейлеров кинофильмов, претендующих на широкую аудиторию и трейлеров так называемых артхаусных фильмов – фильмов, не предназначенных для широкой аудитории с большими возможностями для самовыражения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ