Курсовая: Продуктивные словообразовательные модели в современном английском языке

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в раскрытии специфики основных продуктивных словообразовательных моделей в современном английском языке.

Введение и актуальность


Итогом процесса словосложения выступает сложное слово. Толкование сложного слова представляет значительные трудности, в первую очередь из-за сложности определяемого объекта, из-за наличия множества объектов, смежных с определяемым, также из-за различных лингвистических позиций и подходов к определяемому объекту – сложному слову. В поисках определения сложного слова можно отталкиваться от морфологических и словообразовательных позиций.
Лингвистические литературные источники насыщены дефинициями сложного слова. По мнению И.В. Арнольд, сложным словом (a compound word) называется объединение двух, или, иногда трех основ, которое функционирует как одно целое и выделяется в составе предложения в качестве особой лексической единицы благодаря своей цельнооформленности [Арнольд 2012: 85].
Итак, практически во всех определениях сложного слова прослеживается такая позиция, что это нечто оформленное в одно целое, и способное существовать в качестве самостоятельной единицы. Отсюда, сложное слово является лексической единицей, созданной из двух или более основ с помощью сложения, выделяется в речевом потоке на основании своей цельнооформленности [Арнольд 2012: 88]. Это один из ключевых параметров в определении сложного слова.
Особую значимость приобретает продуктивность при характеристике словообразовательной модели, которая является основополагающим средством в формировании новых слов. Поскольку в словообразовании понятие продуктивности, помимо моделей, распространяется и на аффиксы, основы, то есть словообразовательные элементы, а также на способы словообразования, семантика самого слова «продуктивность» довольно обширная. Вероятно, именно данный факт послужил причиной того, что по некоторым аспектам этого понятия и даже по его ключевым характеристикам единой позиции среди ученых нет.
Необходимо подчеркнуть, что в теории словообразования «продуктивность» обладает синонимическим термином – «словообразовательная активность», под которой подразумевается способность того или иного образования, к примеру, словообразовательного элемента, создавать новые слова. Модель, аффикс, основа могут являться активными в образовании новых слов и, напротив, могут являться пассивными, то есть благодаря им создается незначительное количество слов или не образуется вовсе. Таким образом, словообразовательные модели бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивные модели - это модели, по которым регулярно формируются новые слова. Пример V + -еr представляет собой модель продуктивную, что легко подтверждается присутствием новых слов, по ним созданных (hacker, codger); непродуктивные модели описывают наличествующие в языке слова, однако по ним уже не формируются новые слова.

Заключение и вывод


На основе проведенного исследования можно утверждать, что словосложение представляет собой самый часто используемый тип словообразования в современном английском языке, что в значительной степени обусловило расширение словарного состава английского языка за последние два века. В огромной массе новых слов современного английского языка именно сложные слова занимают лидирующую позицию.
Из существующих видов классификации сложных слов актуальными являются те, где принимаются во внимание все качественные характеристики типов сложных слов, что способствует выявлению материальной природы, способов образования, лексико-грамматического характера, семантической сущности, степени спаянности и взаимоотношения элементов сложных слов. Из этого следует, что, основываясь на критериях выделения способов словосложения при классификации сложных слов важно учитывать в одинаковой мере синтаксико-морфологический и семантический принципы.
Изучение словообразования представляется важным в аспекте рассмотрения языка на современном этапе его развития, а также с исторической точки зрения. С синхронным и диахронным подходом к словообразованию тесно взаимодействуют его процессуальный и статический аспекты, то есть словообразование необходимо рассматривать в движении и статике. Изучив способы словообразования в английском языке, необходимо выделить продуктивные и непродуктивные способы словообразования.
К продуктивным способам словообразования относятся: у существительного – словосложение, суффиксация, префиксация и модель имплицитного словопроизводства: у глагола – словосложение, префиксация и деривация; у прилагательного – словосложение, суффиксация и префиксация. Изучая систему словообразования английского языка, важно обратить внимание на морфологию, грамматику, синтаксис и семантику данного языка, поскольку словообразование в полной мере включается в морфологию, учитывается его связь с лексикой и семантикой, следовательно, необходимо обратить внимание на семантические явления, которые происходят при этом, отношение словообразовательных морфем с основами определенного значения.
В грамматике английского языка присутствует своя специфика, она состоит в том, что именно словосложение занимает доминирующую позицию среди способов словообразования всех частей речи.
Очевидным является некоторое сходство системы словообразования английского языка с системой словообразования в русском языке, с той лишь разницей, что для английского языка наиболее продуктивным способом, как уже было рассмотрено, выступает словосложение, а для русского аффиксация.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ