Курсовая: Основные направления эмпирических исследований 20-30-х годов

Цели и задачи

Цель работы: выявление особенностей эмпирических исследований 20-30-х годов.

Введение и актуальность


В исследовании бюджета времени взрослого населения преимущественно трудности были связаны с невозвратом или незаполнением хронокарт. В основном, задавался некоторый «предел» незаполнения, который был значительно меньше, чем в исследованиях бюджета времени детей (напри мер, 3-4%). В рамках допустимого незаполнения вводился показатель - «нераспределенное время», если же хронокарта содержала некий «перебор» времени, то оно уменьшалось за счет таких показателей, как «дневной отдых», например.
Для повышения качества заполняемости хронокарт проводилась предварительная тренировка респондентов. Например, для проведения самофотографии недельного бюджета времени студентов Казани, была осуществлена их двухдневная тренировка: они заполняли «холостые» хронокарты, результаты которых, как правило, не обрабатывались. После самофотографии времени студентов (195 чел.) годными для об работки были признаны 75,4% хронокарт. При изучении бюджета времени подростков одной из школ Московской области 86% возвращенных карт были пригодными для обработки, однако возврат их составил всего 61%.
В связи с тем, что многие проблемы в условиях новых социальных отношений исследовались впервые, социологи обычно отрабатывали методический инструментарий через проведение пробных исследований.
Наряду с перечисленными методами сбора первичной информации социологами и социальными психологами тех лет использовались эксперимент, сбор отзывов на прочитанные книги, изучение восприятия детьми фильма при помощи анализа сочинений, анализ материалов газет и журналов о сектантстве, тестирование в рамках педагогических исследований (хотя о целесообразности их применения в тот период шла дискуссия).
В ряде исследований применялся комплекс методов. Среди комплексных методов в СССР широко применялся монографический метод. Его использовали для изучения «уклада крестьянского хозяйства», развития предприятия, кооперации, но в первую очередь, как правило, сельскохозяйственного быта. При изучении бюджетов крестьянских хозяйств монографический метод являлся наиболее эффективным среди четырех применявшихся: «краткая подборка», «расширенная подборка», «бюджеты» и, наконец, подробнейшее монографическое описание отдельного хозяйства, его истории и «агрономически-бытового» состояния.
В начале 30-х годов практика применения методов статистики в монографических исследованиях (в особенности «средних величин») подверглась необоснованной критике со стороны представителей нового методического направления в монографических исследованиях - краеведения. Последнее, как общественное движение, вытеснило начавшуюся уже в 20-е годы «тематическую профессионализацию» в изучении деревень и привело к большому числу незначительных исследований, проведенных на непрофессиональном уровне, невзирая на то, что краеведческие органы в 20-е годы начали издание ряда исследовательских программ. Сравнивая с выборочными подворными обследованиями труды, стоит отметить, что в краеведческих трудах преобладали экономические показатели, в ущерб социальным.
Требования оперативности исследований и стремление провести их с минимальными затратами привели к тому, что в прикладной социологии 20-х годов выборочный метод получил широкое распространение. Однако в правомерности выводов на основе выборочных данных сомневались как отдельные социологи, так и респонденты. Поэтому ряд исследователей считали важным объяснить суть выборочного метода респондентам, для того чтобы рассеять их сомнения в представительности информации, полученной от небольшой группы людей.
Хотя социологи весьма редко обосновывали величину выборки, единодушно придерживались мнения, что она должна быть достаточно большой, чтобы делать на ее основе статистические выводы. Однако даже всесоюзные исследования не всегда опирались на достаточно большие выборки.
Подводя итоги, нужно отметить, что в целом методический аппарат прикладной социологии данного периода обеспечивал выполнение задач, стоявших перед исследователями, давал возможность собирать качественную статистическую информацию об имевших место в стране социальных явлениях и процессах. Эти данные служили основой не только для принятия решений государственными и общественными органами, но и для разработки социологических теорий.

Заключение и вывод

В ходе работы было выявлено, что в 1920-е годы происходило становление эмпирической социологии в СССР. Подтвердилась актуальность темы, заключающаяся в том, что процесс научного становления социологии испытывал влияние многих, подчас отрицающих друг друга методологических и теоретических установок и концепций. Рассматриваемый период отличался тем, что социология в то время развивалась недостаточно быстро, но, между тем, были особые эмпирические исследования (например, села, сельского хозяйства, производства, библиотечного дела), которые тесно связывались с историческим контекстом.
По итогу работы можно сделать следующие выводы.
Во-первых, стоит заключить, что в 1920-е годы закладывался базис отечественной социологии труда и социологии управления. Причём часть работ, выполненных в то время, получила даже международное признание. Преимущественно это коснулось тех исследований, которые посвящались изучению роли социального фактора именно в производственной деятельности человека. Они предвосхищали труды зарубежных ученых в контексте индустриальной социологии. Первые конкретно-социологические исследования читательской аудитории были проведены в 1920-х гг. Эта работа велась специальной комиссией по изучению массового читателя, которая работала под руководством библиотечного отдела Главполитпросвета.
Во-вторых, стоит резюмировать, что, анализируя качественные аспекты развития социальных процессов во времени на микро- и макроуровнях, известный исследователь-социолог Сорокин подчеркивал качественный характер социального времени и имманентность культурных ритмов. Он полагал, что единицы времени часто фиксируются ритмом коллективной жизни, и доказывал, что смысл бытию придает его временное оформление, что знание специфических периодов времени зависит от значения, приписываемого им, утверждал, что “социальное время является качественным, а не только чисто количественным”. Понятие качественного времени П.А. Сорокин считал важным не только применительно к сравнению примитивных и архаических обществ с современными индустриальными обществами. Его исследования действительно важны в освещении данной темы.
В-третьих, было выявлено, что социальное время - социологическая категория. Здесь следует исходить из понимания социологии как науки о функционировании и изменении социальных систем. Социальная система представлена подсистемами (структурами) социальных объектов (групп), деятельности и отношений между субъектами. Имеется несколько уровней представления социальной системы: от семьи (семейного хозяйства) до глобального социума. По итогу работы можно сделать вывод, что в области отечественной социологии социального времени преобладали работы преимущественно эмпирического характера.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ