Курсовая: Формирование у младших школьников экологической компетентности во внеклассной работе

Цели и задачи

Цель исследования состоит в формировании у младших школьников экологической компетентности во внеклассной работе.

Введение и актуальность


Исследованию проблематики формирования экологической компетентности обучающихся посвящен труд Д.С. Ермакова. Ученый убежден, что экологическая компетентность достаточно сложное и многоаспектное явление, комплексные нормативные требования к уровню подготовки обучающихся в плане решения экологических проблем, защита и устойчивое воспроизводство жизни [17, с. 38]. С позиции педагогики и экологической психологии, фундаментальными категориями для определения смысла и содержания экологической компетентности являются следующие: экологичная личность – носитель экологических ценностей, экологического способа мышления, культуры экологии, который ориентирован на экологическую целесообразность и характеризуется психологической включенностью в природный мир, субъектным характером восприятия объектов природы, стремлением к непрагматическому взаимодействию с природным миром; экологическая деятельность – содержит все типы взаимодействий (не только природные, но и правовые, социальные, политические, психологические, экономические) субъекта с экосредой, которые приводят к конкретным экологическим результатам и последствиям. Акцент при этом делается, в отличие от функционирования в окружающей среде, присущий только человеку созидательный и преобразующий направленность влияния на экологическую среду; экологическое сознание – системные представления (групповые, индивидуальные) о взаимоотношениях в аспекте «человек – природа», бытующего отношения к природе, а также соответствующих технологий и стратегий взаимодействия с ней, детерминирующая экологическое функционирование.

Заключение и вывод


Вопрос подготовки экологически компетентной личности является актуальным в современном обществе. Экологическое образование в настоящее время предусматривает воспитание личности, которая осознает большую значимость проблем окружающей среды, обладает определенными знаниями, навыками и умениями, требуемыми для принятия рациональных решений, учитывая стратегию устойчивого развития общества. Уровень сформированности экологической компетентности оказывает влияние на продуктивность природообразующей и природоохранной деятельности.
Стартовой ступенью образования является начальная школа. Здесь формируется основа компетентного человека. На этапе младшего школьного возраста осуществляется качественный скачок в мировосприятии маленького человека от «Я – природа» до «Я и природа». Формируется ценностное отношение к окружающему миру, обогащается собственный жизненный опыт в плане взаимоотношений с ним. Задача классных руководителей и в целом педагогических работников состоит в выявлении уровня экологической компетентности учащихся младших классов и проведении воспитательной работы по ее повышению.
В качестве необходимой части развития экологической компетентности выступает непосредственное общение учащихся с природой, ведение наблюдений, опыт, которые являются одновременно и путем получения знаний, и видом практики, подтверждающей их истинность. Посредством наблюдения и опыта школьники познают природный мир, накапливают знания для сопоставлений, анализа, выводов. Моделирование, наблюдения, защиты проектов – важный путь осуществления связи теории с практикой, путь, который способствует превращению знаний в ценные убеждения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ