Курсовая: Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Цели и задачи

Введение и актуальность


В младшем школьном возрасте под влиянием обучения развиваются возрастные особенности памяти. Возрастает роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и вырабатывается умение осознанно управлять своей памятью и регулировать её проявления. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, что обусловлено возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы. В таком возрасте конкретная информация, события, лица, предметы лучше и быстрее запоминаются и сохраняются в памяти, чем определения, описания, объяснения. Школьники младших классов склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Главным направлением развития воображения в младшем школьном возрасте является совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение улучшается за счёт более верного и глубокого воссоздания действительности. Развивается и творческое воображение, которое проявляется в создании новых образов, преобразовании впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания и комбинации.
Под воздействием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление на данном этапе способно отличать свойства и признаки объектов и явлений, что позволяет делать первые обобщения и выводы, проводить первые сравнения, строить простые умозаключения. На этой основе у школьника постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
В младшем школьном возрасте аналитико-синтетическая деятельность очень элементарна, она находится на уровне наглядно-действенного анализа, который основывается на непосредственном восприятии предметов.
В младшем школьном возрасте начинает формироваться личность.
Этот возраст имеет отличительные черты: формирование новых отношений с взрослыми и сверстниками, присоединение к системе коллективов, приобщение к такому виду деятельности, как учение, предъявляющее серьёзные требования к новоиспеченному ученику.
Всё это оказывает влияние на формирование и закрепление новой системы отношений к окружающим людям, коллективу, к учебе и новым обязанностям, развивает характер, волю, расширяет круг интересов, вырабатывает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников имеет ряд отличительных особенностей. Стоит отметить их импульсивность – они готовы мгновенно действовать под воздействием непосредственных импульсов, побуждений, даже не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина этого заключается в потребности в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Общая недостаточность воли тоже является возрастной особенностью: школьник младших классов ещё не обладает необходимым опытом длительной борьбы для достижения поставленной цели, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Нередко можно заметить капризность и упрямство. Их причина в недостатке семейного воспитания. Ребёнок привыкает к тому, что в семье все его желания и капризы удовлетворяются, он ни в чём не видит отказа. Капризность и упрямство – это своеобразная форма протеста ребёнка против строгих требований, которые выставляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники являются очень эмоциональными. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что свою психическую деятельность они окрашивают эмоциями. Всё, что дети видят, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшим школьникам трудно сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, они эмоционально неустойчивы, их настроение часто меняется, они склонны к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами ребенок развивает способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Младший школьный возраст это самое лучшее время для воспитания коллективистских отношений. При правильном воспитании за несколько лет младший школьник накапливает опыт коллективной деятельности (деятельности в коллективе и для коллектива), который важен для его дальнейшего развития. Участие детей в общественных, коллективных делах существенно способствует воспитанию коллективизма. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Таким образом, понимание и использование в нужном направлении психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно построить учебно-воспитательную деятельность. В связи с этим, каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Выводы по главе I

Заключение и вывод

На основе анализа психолого-педагогической литературы, определив теоретическое значение понятия "гражданская идентичность”, мы пришли к выводу, что гражданская идентичность - это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), деятельностный (предполагающий реализацию гражданской позиции в общении и деятельности, а также гражданскую активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).
Основными задачами воспитания гражданской идентичности являются: духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание.
Проанализировав психологические особенности младших школьников в контексте развития гражданских качеств личности, мы пришли к следующим выводам. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны, капризны и упрямы.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.
Рассмотрев формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданской идентичности на уроках, мы пришли к выводам, что для того чтобы образовательное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свою школу.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Занятия по формированию гражданской идентичности организуются, используя, как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это и тематические беседы, уроки пресс-конференции, уроки - заочные путешествия. Самой распространенной формой считаются тематические беседы, другими словами, дискуссии. Все вопросы, которые задает педагог, должны постепенно привести дискуссию к конечной цели, которая поставлена в начале урока. Такая форма заставляет думать, рассуждать, высказывать собственное мнение. В конце занятия учащиеся обязательно должны сделать выводы, благодаря которым педагог сможет определить уровень усвоения материала. На уроках часто используются разнообразные наглядные пособия, музыкальное и визуальное оформление. Это позволяет более эффективно воспринимать материал урока обучающимися и влиять на их эмоциональную сферу.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности стать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этой работе является правильный подбор дидактического материала.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ