Культура России в 17 веке

Цели и задачи

Целью данной работы является раскрытие основных достижений в различных сферах культурной жизни страны.

Введение и актуальность


Во второй половине XVII века сформировалось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов, не прекратившегося и сегодня.
Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661—1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.
Было открыто несколько частных школ, где могли обучаться дети дворян и подьячих. Первое высшее учебное заведение было открыто 1687 г. в Москве Славяно-греко-латинская академия, обучаться тут могли все желающие, преподавание велось по нескольким дисциплинам: грамматика, риторика, философия, диалектика, богословие и этика.
С появлением учебных заведений, возросла и потребность в учебной литературе. Во второй половине 17 века Московский печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей. Большой популярностью пользовался букварь В. Бурцева. Немного позднее появляется азбука с иллюстрациями, изданная Карионом Истоминым. Эта книга создана согласно знакомому нам принципу. Каждой букве отвечает изображение, наименование которой начинается на данный звук.
Если расценивать обучение в XVII веке, общая методика его полностью сходится с мерками, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение. Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. Так же давались начальные познания в сфере независимых наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика, астрономия. Азбуковники включали в себя разные стихотворения, которые дети учили и рассказывали наизусть. Кроме того ученикам преподавали основные принципы стихосложения, учили писать письма высокопоставленным чиновникам. Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, по этой причине с уверенностью можно сказать, что образование в XVII веке – общая методика преподавания, что в последующем легла в базу всего обучения.
В 1648 г. в Москве вышла «Грамматика» М. Смотрицкого, в 1687 г. — «Считание учебное» — таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего — 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 1672 г. была открыта первая книжная лавка.
Развитие наук происходило стремительными темпами и неразрывно связано с изменениями в укладе жизни населения, а также под влиянием реформаторской деятельности Петра.
Развитие получила медицина, которое основывалось на народных традициях и переводных иностранных лечебниках. Был издан труд на русском языке о строении человеческого тела.
Период Великих географических открытий оставил большой след и на России, ученые делали попытки в освоении дальний районов страны, в том числе и Сибири.

Заключение и вывод

В культуре первой половины XVII века продолжало доминировать религиозное мировоззрение. В то же время в ней стали распространяться идеи, связанные с теологическим рационализмом, естественнонаучные и исторические знания светского характера. Продолжала существовать церковная система начального образования, но начали появляться и частные школы. Развивалось книгопечатание, стали пользоваться спросом печатные буквари.
Наряду с религиозно-нравственными знаниями в России стали распространяться знания научного содержания, как правило, прикладного характера. Это привело к появлению разного рода письменных руководств, в которых обобщался опыт прикладного использования знаний, например, из области геометрии в земледелии, в военном деле, из области химии в производстве пороха, чернил и красок.
В первой половине XVII в. тенденция к «обмирщению» стала проникать и в русское искусство. Прежде всего это нашло отражение в распространении в архитектуре декорированного шатрового стиля. В это время были построены в Угличе «дивная» Успенская церковь с тремя высокими, стройными шатрами; в Троице-Сергиевом монастыре — изящная и нарядная церковь Зосимы и Савватия, украшенная цветными изразцами; в Вязьме — богато декорированный пятишатровый собор; в подмосковном селе Острове — церковь, увенчанная красивым шатром, у основания которого была возведена нарядная четырехъярусная пирамида кокошников. К выдающимся произведениям зодчества XVII в. относится храм Рождества Богородицы в Путинках (Москва). По заказам купцов в Москве была возведена церковь Троицы в Никитниках, а в Ярославле — храм Ильи Пророка. «Обмирщение» русской архитектуры выразилось также в том, что каменное зодчество постепенно перестало быть атрибутом только церковного строительства. Из камня стали возводиться жилые н хозяйственные постройки для светской и духовной знати, богатых посадских людей.
В массовой культуре, которая базировалась на образно-символическом, преимущественно художественном типе мышления великороссов, продолжали сохраняться традиции героического былинного эпоса. В первой половине XVII в. эти традиции перерабатывались на основе осмысления борьбы с иноземными захватчиками, которая в сознании русского народа воспринималась прежде всего как защита православной веры.
Особенностью массовой культуры было распространение так называемой карнавальной культуры. Множество скоморохов, кукольников с популярным в народе Петрушкой, вожатых с обученными медведями бродило в то время по русским городам. Их грубоватые, порой резкие и смелые обличения светских господ и церковников привлекали к себе внимание народа и беспокоили представителей власти. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1648 г. указ, по которому запрещались «позорища» (зрелища) скоморохов, «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» подлежали уничтожению, а ослушников приказано было «бить батогами». Однако это мало помогало.
В России к концу 17 века культура охватывает все более широкие слои населения. Культура приобретает все более глубокий и всесторонний характер. Значительно выросла грамотность населения. К концу столетия каждый второй горожанин умел читать и писать. Появились единообразные печатные учебники. Первый букварь, таблица умножения, иллюстрированный букварь. Открываются школы, где преподаются как светские, так и духовные науки. Изобразительное искусство в основном преобладает иконопись.
Накопление географических данных делало возможным составление новых карт страны. Заканчивается работа над «Чертежной книгой Сибири», ставшим подлинным событием в географии и этнографии.
Однако все равно Русская культура заметно отставала от культуры западноевропейской из-за низкого уровня теоретических разработок.
Музыка также не стояла на месте, ее развитие было ярким и разностороннем. Идет борьба между существующими элементами и новыми явлениями, постепенно набирающими широкое развитие. Ярким примером может послужить событие произошедшее, в 1648 г. царь Алексей Михайлович издает указ об изгнании скоморохов и даже уничтожении их музыкальных инструментов: "Гудебные сосуды сжечь!" (Такого указания не давали князья даже в глубоком Средневековье.) Но вскоре по повелению того же Алексея Михайловича в Москве открывается первый придворный театр, просуществовавший четыре года (1672—1676).
Тесные взаимоотношения России и Запада, оставили определенный отпечаток на развитии музыки, множество музыкальных инструментов был заимствован у европейцев, например: орган, клавикорды, флейта, виолончель.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ