Контроль и запись переговоров в уголовном судопроизводстве.

Цели и задачи

Целью исследования является комплексный анализ процессуальной характеристики следственного действия – контроль и запись телефонных и иных переговоров, выявление проблем в правовом регулировании данного следственного действия и практике его производства, разработка предложений по их решению.

Введение и актуальность


П. 4, ст. 5 Закона Российской Федерации N 5485-I от 21 июля 1993г. «О государственной тайне» [5] относит сведения в области оперативно-розыскной деятельности к государственной тайне. Требования рассматриваемого закона имеют прямое отношение к контролю и записи телефонных и иных переговоров в силу следующих моментов:
- рассматриваемое следственное действие проводится в тайне от лиц, в отношении которых оно реализуется, и иных участников уголовного процесса;
- производство рассматриваемого следственного действия осуществляется с использованием разработанных или приспособленных технических средств специальными техническими подразделениями, входящими в структуру оперативно-розыскных органов.
В ст. 2 рассматриваемого закона регламентированы понятие материальных носителей информации, процедура допуска к секретным сведениям, требования к наличию соответствующего допуска у судьи, уполномоченного работать с документами по прослушиванию телефонных переговоров.
Также в определенной степени можно отнести к актам правового регулирования контроля и записи телефонных и иных переговоров, Указ Президента Российской Федерации № 188 от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» [6], в соответствии с п. 4 которого в указанный перечень входят также и сведения, полученные при прослушивании телефонных переговоров.
Постановление Правительства Российской Федерации № 770 от 11 июля 1996 г. утверждает Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (СТC), предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации [7].
Применительно к контролю телефонных и иных переговоров данный нормативный акт предусматривает специальные технические средства негласного получения и регистрации акустической информации, негласного прослушивания телефонных переговоров, негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи, негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
Приказом Минсвязи Российской Федерации № 9 от 31 января 1996 г. «Об организации работ по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях подвижной связи» [8] утверждены технические требования к средствам оперативного контроля.
Приказ Министерства связи Российской Федерации № 130 от 25 июля 2000 г. «О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования» [9] предусматривает установление технических средств, для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий.
Данный Приказ предусматривает определенные требования к операторам сотовой связи, среди которых:
- обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях,
имеющих коммуникационное оборудование;
- предоставление по согласованию с территориальными органами ФСБ России специальных технологических помещений с необходимыми коммуникациями.
Таким образом, совокупность вышеуказанных правовых актов и выступает правовой основой контроля и записи переговоров. В то же время, следует обратить внимание и на тот факт, что составить полное представление о технической составляющей данного следственного действия, которая, пожалуй, является наиважнейшей в его содержании, по открытым источникам информации достаточно сложно в силу закрытости отдельных направлений его оперативно - технического обеспечения.
В то же время, нельзя не обратить внимание на тот факт, что в последнее время в нашей стране просматривается тенденция к расширению правовой базы, на основе которой строится деятельность государственных органов, связанных с контролем и записью переговоров, что в свою очередь подтверждает его легитимность и допустимость получаемых в ходе него результатов.
Особенности производства контроля и записи переговоров в уголовном процессе

Заключение и вывод


Несмотря на определенную специфику, контроль и запись переговоров являются следственным действием, инициируемым следователем с согласия руководителя следственного органа и с разрешения суда об осуществлении оперативными службами контроля и записи переговоров (иные и телефонные) подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, результат которых подлежит обязательному сообщению следователю, для его личной оценки в качестве доказательств.
Правовой основой контроля и записи переговоров выступает совокупность правовых актов, начиная от Конституции РФ и заканчивая ведомственными нормативно – правовыми актами. В то же время, следует обратить внимание и на тот факт, что составить полное представление о технической составляющей данного следственного действия, которая, пожалуй, является наиважнейшей в его содержании, по открытым источникам информации достаточно сложно в силу закрытости отдельных направлений его оперативно - технического обеспечения.
В то же время, нельзя не обратить внимание на тот факт, что в последнее время в нашей стране просматривается тенденция к расширению правовой базы, на основе которой строится деятельность государственных органов, связанных с контролем и записью переговоров, что в свою очередь подтверждает его легитимность и допустимость получаемых в ходе него результатов.
При подготовке к производству контроля и записи телефонных переговоров следователь обязан определить основания производства данного следственного действия, срок и место его производства. В качестве основания контроля и записи телефонных переговоров выступают основания полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела о преступлении, относящегося к категории средней тяжести или являющегося тяжким или особо тяжким, а также наличие угроз в адрес участников уголовного процесса. Юридическим основанием производства данного следственного действия выступает разрешение суда на производство контроля и записи телефонных переговоров либо, в случае наличия заявления потерпевшего или свидетеля о поступлении в их адрес угроз – постановление следователя о производстве данного следователя.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных переговоров, вынесенное следователем либо судом на основании ходатайства следователя, направляется в соответствующее оперативное подразделение, которое непосредственно осуществляет производство данного следственного действия с использованием технических средств. Фонограммы данного следственного действия направляются следователю, который должен произвести их осмотр и приобщить к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
Фиксация результатов контроля и записи телефонных переговоров, по сути, является двухступенчатой. Первоначально сотрудниками специального подразделения на основании постановления следователя или суда осуществляется запись переговоров лица, в отношении которого производится данное следственное действие, после чего, фонограмма, содержащая данную запись, предоставляется следователю. Далее следователь проводит ее осмотр, и здесь уже средством фиксации выступает составление протокола осмотра, в котором отражается весь ход следственного действия и его результаты. Данный протокол является обязательным средством фиксации, при этом, по нашему мнению, дополнительных средств фиксации не требуется.
По окончании протокола данного следственного действия фонограмма вновь упаковывается и опечатывается, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, производящим расследование, а также участниками следственного действия, при их наличии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ