Конституционно-правовые основы защиты прав соотечественников,проживающих за рубежом

Цели и задачи

Цель работы заключается в анализе конституционного механизма защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом.

Введение и актуальность


Соблюдение прав зарубежных соотечественников является конституционной обязанностью Российской Федерации. Международный статус государства во многом зависит от уровня защиты этих прав. Свидетельством высокого уровня защиты прав российских граждан является Федеральный закон «Об обороне», согласно положениям которого для защиты интересов Российской Федерации, а также ее граждан могут применяться Вооруженные Силы страны за ее пределами в соответствии с нормами международного права, международными соглашениями Российской Федерации, а также федеральным законодательством. Помимо этого, российским гражданам гарантируется консульское содействие и дипломатическая защита. В узком смысле дипломатическая защита представляет собой международный процесс (процедуру, механизм) призвания одним государством другого к международной ответственности за нарушение правовых норм, которое повлекло за собой причинение вреда как отдельному гражданину (иному лицу), так и организациям первого государства, что реализуется дипломатическими и/или другими методами мирного урегулирования согласно нормам международного права с целью имплементации такой ответственности. В широком смысле слова дипломатическая защита является процессом (процедурой, механизмом) межгосударственного (международного) характера, в рамках которого государством преследуется основная цель, которая заключается в защите дипломатическими и/или другими средствами мирного урегулирования нарушающихся или нарушенных законных интересов и прав своих граждан или организаций через международно-противоправное деяние другого государства, а также в некотором смысле своих прав как субъекта указанных правоотношений, с целью достижения указанных целей происходит призвание иностранного государства к международной ответственности за противоправное международное деяние, в результате которого причинен вред его гражданам или организациям. Определение дипломатической защиты как факта призвания одного государства другого к ответственности, как это, в частности, предлагается в проектах статей, посвященных дипломатической защите, представляется далеко не полным, не раскрывающем полностью всей сущности данного явления. По нашему мнению, широкое понимание дипломатической защиты (как одной их форм защиты прав) является более логичным и правильным, что подтверждается самим названием этого явления, которое содержит слово «защита». Относительно определения консульского содействия, его понимают как особую форму защиты прав, которая оказывается через средства мирного урегулирования согласно нормам международного права консульскими отделами дипломатических миссий, консульскими учреждениями, уполномоченными должностными лицами гражданам и организациям, которые находятся за рубежом и нуждаются в такой помощи, не возражая против ее оказания с целью недопущения или предотвращения нарушения их прав в результате действий иностранного государства . Консульская помощь и дипломатическая защита тесно взаимосвязаны, эти отношения являются родственными. Между тем, теория права и практика межгосударственного общения уделяют большое внимание вопросу о соотношении этих форм защиты прав своих граждан за рубежом, их отличие как друг от друга, так и от иных механизмов защиты прав. Между дипломатической защитой и консульским содействием выделяют следующие структурные различия : 1. Если дипломатическая защита, носящая коррективный характер, направлена на помощь пострадавшему лицу после уже совершенного противоправного международного деяния, то консульская помощь носит, как правило, превентивный характер и главным образом нацелена на недопущение или предотвращение международно-противоправного деяния. 2. Нормативно-правовой основой консульского содействия являются международные консульские договора различного уровня, а дипломатической защиты - положения обычного международного права и некоторых международных договоров. 3. Реализация консульского содействия происходит через консульские учреждения их должностными лицами, а дипломатическая защита осуществляется посольствами (дипломатическими представительствами), а также возможным привлечением других органов и должностных лиц (министерство иностранных дел, глава государства, правительство). 4. Если дипломатическая защита осуществляется в государственных интересах с одновременной защитой прав индивида или организации, то консульское содействие оказывается непосредственно конкретным гражданам или организациям (без политического представительства). 5. Осуществление дипломатической защиты предусматривает исчерпание внутренних средств правовой защиты пострадавшим лицом в государстве-нарушителе, консульская же помощь не предполагает полного исчерпания внутренних правовых средств защиты. 6. Оказание консульской помощи требует согласия индивида или организации, по отношению к которым она осуществляется, дипломатическая защита может предоставляться и без согласия индивида или организации. 7. Консульская помощь характеризуется меньшей формальностью и является для принимающего государства более приемлемой, что отличает ее от дипломатической защиты. В теории и практике права кроме консульского содействия и дипломатической помощи выделяют и другие механизмы защиты прав соотечественников и организаций в зарубежных странах, которые при имеющимся сходстве с рассматриваемыми формами защиты предполагают самостоятельные механизмы защиты прав со специфическими особенностями реализации и правоотношениями (дипломатическое содействие или представительство, защита своего агента международной организацией - функциональная защита, а также защита лиц, участвующих в международной официальной деятельности, которая осуществляется от имени государства, защита прав человека на международном уровне и т.д.).

Заключение и вывод

Поддержка соотечественников за рубежом, поддержка их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных законных прав, и интересов представляет собой неотъемлемый элемент государственной политики Российской Федерации.Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года деятельность по переселению соотечественников определена в качестве одной из приоритетных задач. Надо отметить, что Программа представляет собой яркий пример активной миграционной политики. Ее целевой аудиторией является перспективная для России категория людей — зарубежные соотечественники, т.е. лица, владеющие русским языком, воспитанные в традициях российской культуры, способные в максимально короткое время влиться в принимающее общество и практически не нуждающиеся в прохождении адаптационных процедур. Нельзя обойти вниманием тот факт, что Программа нацелена на решение ряда взаимосвязанных задач. Прежде всего, она представляет собой инструмент российской гуманитарной политики, элемент «мягкой силы». Программа способствует привлечению в Россию людей, которые по различным причинам проживают вне пределов нашей страны, но внутренне, духовно связаны с Российской Федерацией. Программа имеет серьезное внешнеполитическое значение. Она наглядно демонстрирует готовность России оказать всестороннюю поддержку и помощь зарубежным соотечественникам. Примером этого является то, что для участников Программы законодательно установлен один из наиболее льготных режимов оформления правового статуса в России — начиная от внеквотного получения разрешения на временное проживание и заканчивая возможностью приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Также соотечественникам предоставляется различная помощь финансового характера, оказывается содействие в трудоустройстве, жилищном обустройстве, медицинском обслуживании и т. п. В связи с ситуацией на Украине, когда в результате государственного переворота, произошедшего при непосредственном участии боевых единиц ультранационалистической организации «Правый сектор», во властные структуры пришли представители украинских националистов. Следствием этого стал вооруженный конфликт между отдельными регионами Украины, не согласными с новым режимом. В условиях трагических событий, происходящих на юго-востоке Украины в 2014 году, Президентом Российской Федерации были поддержаны предложения ФМС и МИДа России об использовании механизмов Программы для оформления правового статуса и обустройства в стране соотечественников, прибывающих в экстренном массовом порядке из Украины. Программа была оперативно адаптирована под сложившиеся условия. В частности, право на участие в ней было предоставлено соотечественникам, оформившим временное убежище в России.Следует отметить, что граждане Украины являются соотечественниками, а в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: «Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации: в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека; в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства». Реализация прав и свобод на территории Украины на данный момент для граждан, желающих покинуть страну, не представляется возможной. В связи, с чем Российская Федерация может оказать поддержку соотечественникам, предоставив статус беженцев, и в дальнейшем соблюдать их права и свободы. Для этого необходимо упростить процедуру получения статуса беженца для иностранного лица, являющегося соотечественником в случае, если на территории государства, гражданином которого он является, происходит вооруженный конфликт. Упрощенный порядок подразумевает моментальную процедуру получения статуса беженца при предъявлении только паспорта и заявления, тогда как обычный порядок предусматривает сложную процедуру, предоставление заявителем доказательств о преследовании на территории государства, гражданином которой он является.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ