«Композиционные принципы романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»…

Цели и задачи

цель работы можно сформулировать как исследование композиционных принципов в творчестве Достоевского, а именно в его раннем произведении — романе «Бедные люди», выявление важнейших сущностных характеристик композиции романа, его поэтики, организационной структуры, а также особенностей сюжета.

Введение и актуальность


И на том обстоятельстве, что Девушкин в своих сочинениях следует поэтике «натуральной» школы, изменяя лишь эмоциональное освещение деталей, к «Бедным людям» относящихся, основаны острые эффекты художественной структуры романа. Таким образом, выбор эпистолярной формы сентиментального, «мещанского» романа позволял «титулярному советнику» выступить самому в звании литератора. Впрочем, эта мысль глубже и всестороннее раскроется после сюжетно-композиционного анализа «Бедных людей».

Сюжетно-композиционный анализ романа «Бедные люди».

В «мещанском» романе типа «Тереза и Фальдони», облеченном в форму сентиментальной переписки, обычно происходит сплетение двух сюжетных нитей — на фоне общей эмоциональной настроенности героев и их взаимного тяготения, которое трагически разрывается или смертью, или внешними препятствиями. Ведь уже необходимость пользоваться только письмами (своего рода — монологами) побуждает автора отъединить сферу деятельности каждого из героев. В противном случае
письма не двигали бы данной фабулы вперед, а лишь излагали бы воспоминания о прошлом. Кроме того, при общей сфере действия героев, при их пространственной связанности сама переписка теряла бы психологическую мотивировку. Но зато при обусловленной эпистолярным жанром внешней раздельности двух планов действия еще ярче выступает их эмоциональная сплетенность. Поэтому к вопросам о двух сюжетных линиях присоединяется как основная проблема «синтагматики» сюжетных морфем в динамическом течении романа. С ней связано объяснение внутренней последовательности эмоциональных перебоев в чередовании писем. Таким образом, встает проблема сюжетосложения в «Бедных людях»:
1) о сюжетной канве писем Макара Девушкина, о ее связи с теорией сюжета «натуральной» школы и об ее динамическом развитии в романе;

Заключение и вывод

Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди» представляет собой первый творческий опыт писателя, обнаживший все наиболее характерные особенности оформившейся значительно позднее поэтики автора. В настоящем исследовании был затронут комплекс вопросов, связанных с композиционными принципами романа, безотносительно его идейного содержания и способов конструкции художественного мира и конкретных его элементов.
Композиция романа характеризуется нарочитой простотой формы как эпистолярного романа — типичного жанра для литературы конца XVIII-начала XIX века — при намеренной сложности внутреннего построения — наличия вставок, открытого финала, диалогического характера повествования при преобладании монолога во внешнем обрамлении.
На основании проведённого исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Роман Достоевского «Бедные люди» был актом первой художественной реализации намечавшихся у идеологов натурализма тенденций в сторону сближения гоголевских форм с сентиментальными (особенно в том преломлении, в каком возрождался сентиментализм в «филантропической» французской литературе). 2. Чрезвычайная оригинальность «Бедных людей» обусловлена многообразием приемов синтеза и смелостью, с которой Достоевский разрушал как канон сентиментализма, так и шаблоны натурализма. 3. Яркое своеобразие этих художественных реформ обострялось тем, что «очеловеченный титулярный советник» Макар Девушкин, зараженный социалистическими утопиями, был сделан сам литератором и испытал применимость своего стиля к разрешению самых сложных вопросов поэтики натурализма. 4. Композиционная структура произведения характеризуется спонтанностью речи, сюжета, принципиальной невозможностью завершить происходящее и отыскать причины уже сказанного. Это воплощается в конкретных деталях композиции, как то: отсутствие экспозиции, наличие реминисценций, воспоминаний, повторяемость языковых конструкций и средств выражения. Данная структура, однако, служит углублённому психологическому анализу героев, подчёркнуто вне категории автора как осязаемой единицы художественного мира произведения;
5. Решающее воздействие на принципы композиции (открытости, разомкнутости, двуплановости, контрадикторности и проч.) оказывает художественное время, которое в рамках романа «Бедные люди» приближается к вечности. Именно время, точнее иллюзия времени, создаёт эффект социального изоляционизма героев, их внутренней скованности и замкнутости. Время фиксирует различные жизненные сюжеты героев, однако не презентуя никаким образом цельности происходящего и изображаемого. Комплементарным образом действует и пространство, которое организуется в романе изображением Петербурга как духовного плена, требующего определённого перераспределения энергии и нравственных возможностей героев.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ