изучение особенностей социальной и персональной идентичности подростков и юношей

Цели и задачи

Целью исследования является изучение особенностей социальной и персональной идентичности подростков и юношей.

Введение и актуальность


Выполняя роль, санкционируемую обществом, в частности учителями и родителями, подросток влияет на обретение своей идентичности. Выбор ролей зависит от целей, которые подросток ставит в жизни. Одни из них бывают постоянными в социальных сценариях (роль сына или дочери, постоянного помощника и опоры матери), другие преходящими (роль дежурного) и временными (староста класса, руководитель турпохода).
Возникает проблема раздвоения: подросток может выполнять то, что требуют, через силу. Иначе говоря, он может надевать маску, чтобы скрыть свои истинные мотивы, завуалировать свое истинное лицо. Но постоянно представлять из себя кого–то очень нелегко, и вряд ли подросток испытывает от этого истинное удовольствие. Зато он заметен, и через смятение, стыд и унижение школьник обретает свое «Я». Но идентичность становится противоречивой. Если играемая роль чужда подростку, то он еще как–то может противостоять «чужому лицу». Самолюбие поможет ему обрести «свое лицо». Если же он очень эмоционален и не всегда сначала подумает, а потом сделает, то другие более сильные ребята начинают им манипулировать. Подросток становится внушаемым, безвольным, подчиняется и продолжает потешать толпу сверстников.
Таким образом, идентичность подростков и юношей может формироваться при стабильном семейном воспитании, авторитете родителей и педагогов, сверстников, влияющих на его личность положительно. Подросток с большими внутренними ресурсами для взаимодействия во взрослом мире, тем не менее, может отклоняться от успешной адаптации, у него могут быть нарушения идентичности. Одно из таких отклонений – аффект неадекватности.

Заключение и вывод

В эмпирической части работы нами было проведено изучение особенностей социальной и персональной идентичности подростков и юношей.
Проанализировав полученные данные, мы установили, что понятие «дружба» подростки и юноши понимают как искренность в отношениях, помощь и поддержка, взаимовыручка, доверие, единство интересов и взаимопонимание; круг друзей у подростков расширен до трех-четырех человек, чаще это подростки с дворовой компании. В то время как у юношей дружеские отношения поддерживаются с одним-двумя друзьями, чаще - одноклассниками. Подростки удовлетворены взаимоотношениями в своей семье; не уверены в удовлетворенности общением с друзьями, сложившимися отношениями с учителями, своим свободным временем. Юноши удовлетворены общением с друзьями, взаимоотношениями в своей семье, сложившимися отношениями с учителями, своим свободным временем. Я
Ярко выражены у подростков и юношей такие идентификационные категории личности, как «Социальное Я», «Коммуникативное Я», на одном уровне по степени выраженности находится категория «Материальное Я». Среди ценностей подростки наибольшее предпочтение отдают такой ценности как активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); наличие хороших и верных друзей; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); творчество (возможность творческой деятельности); ценят такие качества как аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; воспитанность (хорошие манеры); жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность); ответственность (чувство долга, умение держать слово); чуткость (заботливость). Юноши среди ценностей наибольшее предпочтение отдают такой ценности как активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); здоровье (физическое и психическое); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; ценят такие качества как жизнерадостность (чувство юмора); независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); образованность (широта знаний, высокая общая культура); ответственность (чувство долга, умение держать слово); смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
Группа «Свои», к которой подростки и юноши относят друзей, свою семью, и группа «Чужие», к которой они относят «врагов», некоторых одноклассников, учителей, значимых взрослых; с точки зрения юношей и подростков имеют различные характеристики по атрибутивным, эмотивным и поведенческим шкалам. При этом показатели эмотивных шкал двух групп характеризуются биполярностью.
В ходе проведения сравнительного анализа групп подростков и юношей мы отметили, что эти группы различаются по таким показателям как количество друзей; удовлетворенность общением с друзьями; удовлетворенность отношениями в семье; удовлетворенность сложившимися отношениями с учителями; удовлетворенность проведением свободным временем; адекватная самооценка; неустойчивая самооценка; уравновешенный тип личности; сомневающийся тип личности; коммуникативное Я; перспективное Я; красота природы и искусства; продуктивная жизнь; свобода; аккуратность; воспитанность; высокие запросы; исполнительность; независимость; образованность; смелость; чуткость; атрибутивной шкале «Свои» - «Бедные-богатые», «Практичные - непрактичные», «Целеустремленные - не имеют ясной цели»; атрибутивной шкале «Чужие» - «Не имеют будущего - имеют будущее», «Практичные - непрактичные», «Сплочены - раздроблены»; эмотивной шкале «Чужие» - «Гордость - зависть».
Цель исследовательской работы достигнута. Наша гипотеза подтвердилась. Мы убедились, что содержание идентичности, а также социальные представления подростков носят более противоречивый, амбивалентный и поляризованный характер, чем у юношей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ