Контроль над властью

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение вопросов, касающихся контроля над властью.

Введение и актуальность


В отношении видов внешнего контроля стоит заметить, что наиболее эффективные из них — те, которые осуществляются избирательным корпусом и, при определенных обстоятельствах, средствами массовой информации. Несомненно, эти темы чрезвычайно обширны, в силу чего их можно лишь упомянуть, но не развить в данной работе. Что касается процессов выборов, то они порождают наиболее сложную ситуацию, являясь источником возрастающей путаницы, которая делает весьма уязвимыми конституционные системы. Гражданский электоральный образ действий составляет одновременно и некий аспект публичных свобод (избирательное право), и аспект регулирования власти (организация политических партий и их участие в формировании органов государства). Эта двоякая функция помещает партии в сферу, не имеющую четких границ, поскольку, с одной стороны, они включаются во внутренний контроль, а с другой стороны — во внешний контроль.
Ясно, что указанная двойственность влияет на прозрачность деятельности партий и усиливает действие железного закона со всеми его последствиями. Концентрирующий эффект власти усиливается, и этим создаются также условия безнаказанности для элит, в результате чего действенность любых видов контроля, внутреннего и внешнего, в той или иной степени ослабляется.
Так происходит потому, что, попеременно формируя правительство или уходя в оппозицию, партии стараются скрыть от избирателей то, что составляет часть естественных соглашений при осуществлении власти. Смена принадлежности власти предполагает особого рода взаимопонимание: должна проявляться терпимость в отношении возвысившегося и осторожность в отношении утратившего высокое положение[6].
Упомянутым скрытым соглашениям наносят ущерб, избирательные стратегии, которые придают большое значение кампаниям, построенным на показе отрицательных сторон, планируемым все чаще специалистами по коммуникациям, а не политиками. Когда кампании завершаются и политики возвращаются к нормальной жизни, в считанные часы самые грубые оскорбительные слова сменяются самыми горячими выражениями взаимопонимания; то, что выглядит как цивилизованное обхождение, приобретает в глазах обычного гражданина лицемерный вид.
Вследствие этого феномена контрольные функции и пригодность контролеров неразрывны. Наиболее эффективными будут такие виды контроля, которые не парализуют деятельность органов власти, так как в противном случае реализация власти становится частным делом и служит лишь интересам обладателей власти. Когда должностные лица государственных органов заняты только взаимным блокированием, общественные дела отходят на второй план.
Виды контроля имеют весьма ясные функциональные ограничения. Одни ограничения определяются природой контролеров, другие являются следствием необходимости совместить в максимально возможной степени свободу и безопасность для общества с минимально необходимым уровнем эффективности государственных органов.

Заключение и вывод


Таким образом, конституционная структура контроля должна отвечать как реальным потребностям общества, так и действительным возможностям государства. Все это возможно в демократической конституционной системе, в которой власть должна быть: а) распределена, б) урегулирована, в) ограничена, г) доступна, д) предсказуема, е) эффективна и ж) подконтрольна. Каждое из названных условий требует определения уровней равновесия. Функциональное распределение власти не должно быть ни настолько глубоким, чтобы привести к атомизации, ни настолько поверхностным, чтобы допустить чрезмерную концентрацию властных полномочий; регулирование должно подчиняться стандартам рациональности, а не следовать моделям недоверия и бюрократизма; ограничение в данном случае относится к временному исполнению полномочий, с тем чтобы пребывание на должностях в органах власти не порождало ни нестабильности, ни косности; доступность определяется избирательными свободами; предсказуемость — устойчивостью институтов и, прежде всего, жесткостью конституции; эффективность — возможностями оправдывать разумные ожидания общества; контроль — необходимостью проверять формы деятельности, оценивать полученные результаты и препятствовать превышению полномочий властью и властвующими. Когда наличествуют все упомянутые условия, следует утвердительно ответить на поставленный в начале вопрос. Да, контроль над властью возможен.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ