Изучение межличностных отношений в разновозрастном детском объединении

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что методологической предпосылкой формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста являются следующие положения: межличностные отношения младших школьников строятся в процессе их совместной деятельности; ранее сформированные внутренние отношения к другим детям определяют характер взаимодействия с ними; процессы, происходящие в детском коллективе, влияют на особенности межличностных отношений; мотивационный компонент межличностного взаимодействия играет важную роль при формирование межличностных отношений[19].
Типологический подход к изучению межличностных отношений мы обнаружили в научных работах В.В. Абраменковой, Т.А. Репиной, Н.И. Шевандрина.
Межличностные отношения, возникающие в совместной деятельности школьников для решения конкретной задачи, называются деловыми или функционально — ролевыми.
Межличностные отношения, сформированные в результате эмоциональных связей, называются эмоциональными, эмоционально — оценочными. Обычно такие отношения у младшего школьника проявляются в процессе установления связи с ребенком, наиболее ему симпатичным.
Межличностные отношения, опирающиеся на определенные установки, оценки, убеждения, являются личностно – смысловыми.
Межличностные отношения младших школьников возникают не сразу. Процесс их развития включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Этот процесс может проходить как в прямом, так и обратном направлении, т.е. процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, затем к приятельским отношениям и полное их прекращение)[10].
Процесс знакомства – это первый этап, «зарождение» межличностных отношений, который осуществляется согласно социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры взаимодействия.
Приятельские отношения определяют условия, готовность к продолжению межличностных отношений. Сформированная позитивная установка партнеров является благоприятной предпосылкой к их дальнейшему общению.
Следующий этап – товарищеские отношения — дают возможность укрепить межличностный контакт, и заключаются в сближении взглядов, интересов и оказании поддержки друг другу[11].
Обзор научной литературы показал, что на динамику межличностных отношений влияют условия, в которых они формируются. Так городские условия, в отличие от сельской местности, характеризуются высоким темпом жизни, высоким уровнем общественного контроля. Вследствие этого, наблюдается увеличение количества межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Также межличностные отношения в условиях города предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Для формирования межличностных отношений младших школьников большое значение имеет территориальная близость. Чем ближе друг к другу живут дети, тем чаще и крепче их взаимоотношения. В случае переезда или перехода одного из детей в другую школу, контакты у них, как правило, прекращаются.
В научной литературе выделяется ряд проблем, связанных с формированием межличностных отношений. Это проблема совместимости деловых и межличностных отношений, наличие социальной дистанции в них, доверительность и открытость в разных типах интерперсональных отношений, а также особенности межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях современного общества.
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно на критериях выбора.
Рассмотрим такое понятие как межличностная привлекательность[6].
Как сложное психологическое свойство личности, межличностная привлекательность представляет собой способность вызывать чувство симпатии, располагать к себе людей. Привлекательность зависит от физического и социального облика человека, умения располагать к себе людей, способности к эмпатии и т.д. Исследованием межличностной привлекательности в дружеских парах занимался Н.Н. Обозов. По мнению ученого, данный феномен способствует развитию интерперсональных связей, вызывая у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик.
Анализ научной литературы показал наличие проблемы неготовности большинства младших школьников к сотрудничеству со сверстниками, что осложняет формирование их межличностных отношений в новой парадигме деятельности. В своем исследовании Н.А. Шкуричева одной из наиболее значимых проблем межличностных отношений младших школьников выделяет прозвища и клички младших школьников, которые дают сами же дети друг другу. Автором представлен социально – педагогический анализ кличек во взаимосвязи со складывающимися межличностными отношениями у младших школьников, а также даны важные сведения о детской субкультуре, которые помогут учителям выстраивать позитивные отношения с обучающимися[1].
В работе Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что в современном социокультурном пространстве отношения между детьми изменились, «отмечается примитивизация сознания детства, рост цинизма, грубости, жестокости и агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания – неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность». Причинами такого состояния, по мнению ученого, являются отстраненность взрослых и несформированность навыков межличностного взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
В течение всего обучения в начальной школе межличностные отношения школьников претерпевают существенные изменения. Складывающиеся в процессе совместной деятельности, они становятся более стойкими, эмоционально крепкими. Такие изменения связаны с развитием у детей коммуникативных навыков и умений, а также возникновением определенных требований к личным качествам сверстников. Значение сверстника в жизни младшего школьника приобретает новое значение, оказывая влияние на развитие коммуникативных навыков, способствует становлению личности ребенка.
Одной из основных проблем формирования межличностных отношений, по мнению современных педагогов и психологов, является несформированность у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия прежде всего со сверстниками[4].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ