История женского образования в России в конце 19 - начале 20 веков | Пример курсовой работы

История женского образования в России в конце 19 – начале 20 веков

Цель работы – раскрыть особенности женского образования в России в конце XIX — начале XX веков.

Начало нового периода исторического развития России, трансформация всех сфер жизни общества после отмены крепостного права в 1861 г. потребовали проведения кардинальных преобразований, в том числе и в сфере высшего образования. Это была объективная необходимость, этого требовали новые условия хозяйственной и общественной жизни России. Борьба за высшее женское образование в России была составной частью педагогического движения, широко развернувшегося в пореформенный период и выдвигавшего в ряду своих основных лозунгов требование реформы женского образования. Это требование поддерживали представители различных общественных течений. Уступая общественному мнению, правительство в 1859 г. разрешило женщинам посещать лекции в университетах в качестве вольнослушательниц. В конце 1860 – х гг. такие величайшие деятели русской науки, такие как И. Н. Сеченов, А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев стали основоположниками Арчинских курсов в Петербурге и Лубянских – в Москве. В 1871 г. в Петербурге были созданы Владимирские высшие курсы для женщин и мужчин, просуществовавшие до конца 1875 г. Но эти меры могли лишь частично удовлетворить стремление передовой части женской молодежи к получению образования. В поисках решения данной проблемы отдельные ее представители отправлялись за границу, и прежде всего в Швейцарию. Осенью 1872 г. профессор Московского университет В. И. Герье открыл Высшие женские курсы в Москве, в разработке программы которых принимали участие виднейшие профессора университета. В том же году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы, на которых преподавали Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и другие ученые. Интересно, что они работали абсолютно безвозмездно. На протяжении 70 – х гг. Высшие женские курсы были созданы в Киеве, Казани, Одессе. И все – таки особенно большую роль в развитии высшего женского образования сыграли Бестужевские высшие женские курсы, открытые в Петербурге в 1878 г. по инициативе группы прогрессивной интеллигенции во главе с А. Н. Бекетовым. Возглавил курсы профессор русской истории Петербургского университета К. Н. Бестужев. По своему характеру Бестужевские курсы были высшим учебным заведением университетского типа и первоначально имели три отделения: специально – математическое, физико – математическое и словесно – историческое. Большинство слушательниц Бестужевских курсов были родом из дворянских семей. Но сам факт преодоления ими рутинных воззрений на образование женщин, на ее место в обществе свидетельствовал, что на курсы шли лучшие представители женской молодежи. Дав официальное разрешение на открытие Высших женских курсов в России, правительство весной 1873 г. потребовало, чтобы все женщины, занимавшиеся в Цюрихском университете и политехникуме, до 1 января 1874 г. возвратились в Россию. Основание Высших женских курсов положило начало женскому высшему образованию. Из среды слушательниц курсов вышло много активных участниц революционного движения. Высшие женские курсы подготовили немалый отряд учительских кадров, щедро передававшие свои знания народу. Новым видом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петeрбурге именитым ученым и oбщественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Выдающийся ученый – гуманист, приверженец равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и внутренней структуре резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщинам высшее образование. Под благотворным влиянием передовых педагогических и общественных идей, носителем многих из которых бы П. Ф. Лесгафт, курсы постоянно расширяли и совершенствовали программу подготовки своих учениц. Накануне революции 1905–1907 годов здесь преподавались все естественные науки и целый ряд гуманитарных дисциплин, в том числе история, литература, философия, психология. Несмотря на определённые достижения в развитии женского образования, основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать высшее образование, но и вообще оставалась неграмотной. По данным переписи 1897 г. в городах России грамотными были только 12,4 %, в сельской местности – всего 8.6 % . Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России. В частности, в школах обучалось только 289 женщин – казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.
В России достаточно долгое время воспитание и формирование личности девушки шло водном направлении – раскрытие в девушке тех качеств, знаний и умений, которые ей были нужны в будущей семейной жизни, формирование в ней роли жены, матери. К началу XXI в. в сфере женского образования произошли коренные изменения: значительно возросло число девушек, поступающих в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что женщины всего мира получили равноправие в образовании, остается еще множество нерешенных проблем в этой области. Низкий уровень грамотности, который сохранился в большинстве развивающихся стран, в частности стран Африки и некоторых арабских стран, по-прежнему препятствует улучшению положения женщин. До сих пор ущемляются права женщин к образованию в развивающихся странах, таких как Афганистан, Иран, Ирак и т.д. Для того чтобы решить проблему высокого уровня неграмотности женщин, ЮНЕСКО разработала различные программы, направленные на решение этой проблемы: организация различных курсов для женщин (шитья, домашней экономики, вязания); проведение семинаров по вопросам гигиены, семейной жизни, ухода за ребёнком. Изучив историю женского образования в России можно отметить, что длительное время в обществе сохранялось негативное отношение к женскому образованию. Женщинам, особенно низших сословий, было особенно трудно получить любое образование, даже самое элементарное. Долгое время в высших учебных заведениях могли получить образование лишь мужчины. Но все же, женщины в результате многочисленных усилий добились своего. Именно получив образование, они могли сами заработать свой хлеб, выбирать профессию, строить свою судьбу. Женское образование, как представляется многим, – это не раздельное обучение девочек. Это признание равноправия женщины, это уважительное отношение к образованию женщины. По нашему мнению, пока общество существует, проблемы женского образования и вообще проблемы образования в целом не будут искоренены. Остается надеяться только на то, что мы будем идти в ногу со временем, а не становиться тормозом развития.
Цель работы – раскрыть особенности женского образования в России в конце XIX — начале XX веков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!