Информационная социализация

Цели и задачи

Целью исследования является: изучение информационной социализации.

Введение и актуальность


Каждое общество, каждая социальная группа, каждое государство вырабатывают в истории набор разнообразных негативных и позитивных формальных и неформальных санкций - способов убеждения, предписаний, а также запретов, мер давления и принуждения вплоть до применения физического насилия, наград. С помощью данных способов поведение человека приводится в соответствие с принятыми в этой культуре нормами, ценностями, образцами.
В настоящее время процесс социализации неразрывно связан с развитием информационного пространства и повышением уровня информационной культуры личности, и не случайно принятая Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)» предполагает «создание основ единой образовательной среды, обеспечивающей доступ к высококачественным информационным ресурсам» [11].

1.2 Факторы социализации

Процесс социализации детей и подростков, их формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Факторы социализации можно объединить в четыре группы [20]:
1) Мегафакторы (мега – всеобщий, очень большой) – мир, планета, космос, которые в какой-то мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех людей Земли. Мир и планета органично взаимозависимы и взаимосвязаны. Мир развивался в природно-климатических условиях, отличающих Землю от других планет. В процессе развития мир оказывал огромное влияние на состояние всей планеты. Данное влияние стало очевидным в 20 столетии, породив глобальные планетарно-мировые проблемы и процессы: экономические, экологические, демографические и военно-политические. Все данные проблемы, а также другие процессы и проблемы однозначно прямо и опосредованно влияют на социализацию всех подрастающих поколений.
2) Макрофакторы (макро – большой) - государство, общество, страна, этнос, которые влияют на социализацию всех людей живущих в определенных странах.
3) Мезофакторы (мезо – промежуточный, средний), условия социализации больших групп людей, которые выделяются: по типу и местности поселения, в которых живут (город, село); по принадлежности к субкультурам; по принадлежности к аудитории тех либо других сетей массовой коммуникации (телевидения, радио и т.д.)
Мезофакторы на социализацию личности влияют как прямо, так же и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся такие факторы, которые непосредованно влияют на конкретных людей, взаимодействующие с ними, - домашний очаг и семья, группы сверстников, соседство, микросоциум, религиозные, государственные организации.
К главным прямым факторам, влияющим на социализацию личности взаимосвязанные направляющие, инициирующие влияния и пополняющим её конкретным содержанием, по мнению некоторых исследователей можно, отнести три фактора [10]: материальные; социально-психологические факторы социальной среды; фактор собственной социальной активности человека.
Выделяют три группы способов социализации [8]:
1 способ основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознаёт их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается на протяжении всей жизни человека развитием мышления.
2 способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.
3 способ социализации – это научение «становящегося» или, точнее, строящего себя всю жизнь человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации. То есть знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения.
В разные периоды жизни этот процесс протекает не одинаково и имеет свою специфику, зависящую от избранных человеком видов деятельности, особенностей социально-культурного поля, в котором он их осуществляет, даже от природных условий. Но одно несомненно – этот способ социализации непосредственно связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания человеком себя и окружающей его социальной и природной среды [6].
Именно этот способ социализации непосредственно включает в себя информационную социализацию. Она охватывает все процессы приобщения человека к культуре, в частности, к профессиональной и общественной деятельности, к обучению и воспитанию и т.п., с помощью чего человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе информационной социализации принимает участие всё окружение индивида: семья, друзья, соседи, сверстники, коллеги по работе, единомышленники, т.е. те, с кем он так или иначе обменивается разнообразной информацией во время регулярного межличностного общения.
На современном этапе развития человеческого общества всё активнее и активнее в информационной социализации человека участвуют технические средства (СМИ, Интернет), с помощью которых организуется опосредованное общение между людьми для обмена своей жизнедеятельностью и формирования ценностей и норм поведения больших социальных групп людей, объединяющихся между собой по национальному, территориальному, религиозному и другим признакам [5, 19].

Заключение и вывод

Информационная социализация изучается психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией и педагогикой. Она является результатом и процессом воспроизведения и усвоения личностью опыта, накопленного обществом по работе с данными любого вида и типа. В нее включаются традиционная культура восприятия различных знаковых систем, компьютерная социализация, читательская и библиотечно-библиографическая.
К факторам социализации относятся четыре группы: мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы. К факторам, оказывающим на социализацию личности относятся: материальные, психологически значимые факторы социальной среды, сопровождающие жизнь человека с момента появления его на свет, социально-психологические факторы социальной среды, фактор собственной социальной активности человека.
Спецификой информационной социализации в постиндустриальной культуре является не столько собственно феномен социализации, основательно изученный в границах психологии, сколько изменяющийся культурный контекст. А это требует от психологии активного преодоления междисциплинарных границ; анализа как самой жизненной реальности, так и методологических поворотов, совершающихся за пределами психологии (в контексте гуманитарного знания или естественных наук). Глобализация представляет собой не только социокультурный, но и когнитивный процесс, требующий перестройки традиционного стиля исследований.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ