Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является анализ перспектив российской модели импортозамещения в современных экономических условиях.

Введение и актуальность


Модель внешнеориентированного импортозамещения обеспечивает первоначальное развитие внутреннего производства с последующим наращиванием экспорта на внешние рынки. Как гласит теория Хекшера-Олина, экономическое развитие стран неравномерно, вследствие неравномерности распределения ресурсов между ними. Так любая страна будет экспортировать ту продукцию, при производстве которой, она обладает преимуществом в ресурсах.
Основной задачей при эффективном проведении в практику модели внешнеориентированного импортозамещения является определение резервов отечественной экономики для формирования условий поддержки, в первую очередь, менее развитым, но перспективным секторам национальной экономики.
Данный механизм способствует не только замене импортных аналогов на отечественную продукцию, но и формирует условия для расширения их производства и последующего экспорта избыточных факторов заграницу.
Данная модель, впервые была применена западноевропейскими странами и США в 1850 году. Но наибольшее распространение она получила в середине ХХ века в новых индустриальных державах Азии (Южная Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Тайвань). Необходимо отметить, что эти государства Юго-Восточной Азии демонстрировали более высокие темпы экономического роста по сравнению с уже развитыми странами в фарватере предсказаний теории конвергенции.
Так, Южная Корея, начиная с 1960 г. демонстрировала рекордные темпы роста ВВП, которые в 1997 г позволили ей войти в группу развитых стран. Среди ключевых факторов азиатского экономического чуда, экономисты, в первую очередь, выделяют взвешенную налоговую политику, поддержание высокого уровня сбережений и инвестиций в основной капитал, активное стимулирование развития образования и НИОКР, аграрного сектора.
Новые индустриальные страны Азии первостепенное значение делали на освоение и развитие таких наукоемких и технологически развитых секторов экономики как производство бытовой электроники, автопром, электронная промышленность. Правительство указанных стран активно содействовало не только производству высокотехнологической продукции, но и ее продвижению на внешних рынках.
Основой политики импортозамещения в азиатских НИС, стала, сформулированная японским ученым К. Акамацу концепция «стаи летящих гусей». Согласно данной концепции, менее развитые страны в процессе своего развития проходят путь стран, стоящих выше их на ступени экономического развития.
Позже, японские ученые Коджима и Озава, изучая влияние ТНК на экономическое развитие стран, отметили их способность придавать ускорение экономическому развитию в менее развитых странах. На этом основании, в качестве одного из факторов развития, ими был добавлен фактор прямых иностранных инвестиций.
Качественным примером позитивного влияния ПИИ является Китай. Импортозамещающая политика Китая обеспечила ему высокие темпы роста национальной экономики. С начала 90-х годов ХХ века правительство Китая последовательно стимулировало инновационное развитие экономики через усиление роли трансферта технологий. Так в стране были проведены не только деколлективизация аграрного сектора и создание юридических форм для ведения бизнеса, но и на самом высоком уровне был принят курс на стимулирование НИОКР и общего инновационного развития.
В сочетании с крупнейшим в мире внутренним рынком, реализация политики импортозамещения в Китае способствовала оптимизации структуры национальной экономики и позволила национальной экономике выйти на беспрецедентно высокий в своей истории уровень конкурентоспособности.
Сравнить обе модели импортозамещения, внутри и внешнеориентированную, позволяет сравнение темпов экономического роста в НИС Латинской Америки и Азии. Экономический рост в странах Азии был более бурным и длительным, по сравнению с латиноамериканскими государствами. Но, тем не менее, латиноамериканские НИС смогли создать весомый экономический потенциал и развить отдельные сектора национальных экономик. В целом можно сделать вывод, что обе модели имеют право на жизнь, хоть внешнеориентированная модель и выглядит более предпочтительной.
Так как обе модели являются самодостаточными и обладают собственными преимуществами и недостатками, то вполне приемлемым является применение смешанной модели импортозамещения. В рамках данной стратегии, исходя и располагаемых ресурсов, определяются перспективные направления для экспансии на внешние рынки. В то же время проводится политика по развитию менее ресурсоемкого производства для замещения импортных товаров на отечественном рынке. Таким образом, смешанная модель, предполагает комбинированное импортозамещение по внешнему и внутреннему контурам с разделением по товарной номенклатуре и качественным характеристикам товаров.
Примерами применения комбинированной модели является политика импортозамещения в Индии и Египте. Исключительной особенностью модели комбинированного импортозамещения является диверсифицированное развитие экономике на базе рационального использования имеющихся ресурсов.

Заключение и вывод


Важнейшей отраслью национальной экономики является внешняя торговля, без которой невозможно эффективной развитие экономики в целом и от уровня развития которой зависит степень обеспечения экономической безопасности России в сфере внешнеторговой деятельности.
В настоящее время на ее развитие оказывают влияние международная интеграция, интернационализация, глобализация, специализация, либерализация. Поэтому одним из приоритетных направлений экономической политики России является повышение эффективности внешнеторговой деятельности.
К сожалению, сложившаяся в России модель внешней торговли характеризуется ориентацией на вывоз невосполнимых ресурсов и ростом импорта готовой продукции. Поэтому она не содержит потенциала развития, который позволил бы России занять достойное место в международном разделении труда. Вместе с тем не стоит забывать и о сложных отношениях России с зарубежными странами, введенных международных санкциях, снижении цен на сырьевые ресурсы. Это реальность, которая сохранится неопределенный период времени. В этих условиях рекомендуется применение комбинированной модели импортозамещения.
По мнению экспертов, основная проблема импортозамещения кроется в структуре экспорта РФ, который перевешивает в сторону сырья. Дело в том, что, несмотря на сильную интеграцию страны в мировую экономику, у РФ достаточно узкая специализация. Государству еще предстоит серьезная работа, так как в мире создаются целые цепочки поставок и производства продукции.
Аналитики считают, что среди наиболее перспективных отраслей импортозамещения на сегодняшний день можно выделить:
отрасль тяжелого машиностроения;
производство текстильной продукции;
сферу электронной промышленности;
медицину и фармацевтику.
Достичь результативного импортозамещения в России в вышеперечисленных сферах можно, если производительные мощности будут высокими. Кроме того, необходимо создать предприятия и компании с хорошими конкурентоспособными качествами, способными разрабатывать качественную продукцию и вести грамотное ценообразование. Далее импорт может быть снижен, если новые технологии развивать, и этот процесс будут регулировать и стимулировать. Минпромторг РФ считает, что, если грамотно вести политику по импортозамещению в России, к 2020 году можно достичь снижения импорта в ряде различных отраслей с 90 % до 50 %. Применительно к некоторым сферам импортозамещения в России показатели вполне могут быть более высокими.
По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод, что главной движущей силой, обеспечивающей экономический рост национальной экономики, является рост инвестиций в модернизацию основных фондов экономики. За счет инвестиций происходит развитие других факторов экономического роста: повышение фондоотдачи капитала за счет модернизации капитала, повышение производительности труда за счет инвестиций в человеческий капитал, рост научно-технического прогресса.
Прямые иностранные инвестиции играю огромную роль в развитии страны. Экономики различных стран неоднородны по своей структуре. Ряд стран имеет технологическое преимущество перед другими странами. На основе технологического доминирования базируется экономический рост в рамках инновационной модели развития. Технологически отсталая страна вынуждена тратить значительные ресурсы на импорт высокотехнологических товаров с высокой добавленной стоимости. Институт прямых иностранных инвестиций является одним из инструментов по преодолению технологического разрыва. Для этого требуется выполнить ряд необходимых требований:
1. Создать привлекательные условия для размещения международными ТНК производств на территории РФ.
2. Гарантировать защиту прав инвесторов в любых форс-мажорных ситуациях.
3. Наладить эффективное взаимодействие государства с иностранными компаниями.
Т.е. развертывание международными ТНК высокотехнологичных производств, способных удовлетворить запросы внутреннего рынка, во-первых снизит зависимость от импорта, во-вторых улучшит ситуацию на рынке труда, в-третьих будет способствовать преодолению технологического разрыва между РФ и ведущими странами. По мере насыщения внутреннего рынка, происходит переход от политики импортозамещения к политике стимулирования экспорта.
Естественно, что весь этот процесс происходит через призму прямых иностранных инвестиций. Проблема в том, что иностранное инвестирование в РФ преимущественно характеризуется переливом капиталом из оффшорных юрисдикций и обратно. Очевидно, что таким образом уже российские ТНК минимизируют свою налоговую нагрузку, попросту уходя от уплаты налогов. Очевидно, что наравне со стимулированием иностранного инвестирования, крайне необходимо провести и эффективную деоффшоризацию российской экономики. Ну и необходимо добавить еще предложение по созданию независимого рейтингового агентства, которое будет определять суверенный кредитный рейтинг, не исходя из политической конъектуры, а руководствуясь реальным положением дел в экономике.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ