Имена собственные в «ЖД-рассказах» Дмитрия Быкова

Цели и задачи

Цель работы – описание особенностей имен собственных в художественных текстах Д.

Введение и актуальность


Таким образом, ономастические единицы – неотъемлемые части художественного произведения, которые связывают содержание, смысл и структуру произведения. Анализ ономастического пространства произведения позволяет определить основные стороны художественного мира автора и приблизиться к пониманию авторской концепции.

1.2 Творчество Д.Л. Быкова

Дмитрий Львович Быков – автор романов, рассказов, эссе, публицистических статей, литературно-критических портретов. На сегодняшний день Д. Быков – один из популярных критиков.
Дм. Быков – поэт-филолог и философ, представитель художественной интеллигенции, взращенный на богатых традициях русской и мировой культуры, переживший закат советской и постсоветскую эпоху, драматически ощущающий свое время как время всеобщего распада и вселенского хаоса, насквозь пропитанное эсхатологическими настроениями. Критик Алексей Дидуров подчеркнул, что Дмитрий Быков – один из лучших поэтов нашего времени, «когда за художественную правду уже ничего не бывает – ни славы, ни тюрьмы, ни денег» [Дидуров, с. 252].
Юлия Говорухина в своей монографии о литературной критике относит Дмитрия Быкова к критикам, которые имеют большое влияние на состояние сегодняшней русской словесности, большинство его литературно-критических высказываний появляется в жанровой сфере журналистики.
В своих высказываниях Быков с глубокой уверенностью представляет новое измерение русской литературы. Он считает, что потенциал русских художников еще не раскрыт, что вскоре появятся великие русские писатели, так как мы подходим к той части исторического цикла, которая будет похожа на 1860-е гг. Согласно Быкову, геополитическая ситуация России способствует формированию новой ценности литературы, в которой скоро будут появляться великие произведения литературы, по масштабу Тургенева и Толстого. Быков, с одной стороны, с отрицанием относится к современной литературе, а с другой – замечает великий талант некоторых художников, которые могут оказаться гениями нашего времени или будущего.
За литературное творчество Быков удостоен престижных премий: «Национальный бестселлер» (2006, 2011), «Большая Книга» (2006), премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005).
В 2010 году за журналистское творчество Быков получил премию «Золотое перо России».
Среди читательской аудитории Д.Л. Быкова можно определить 5 групп:
1)читатели, любящие хорошую литературу и поэзию: великолепный слог и чувство мелодичности языка Быкова могут удовлетворить самых изысканных ценителей литературного искусства;
2)аудитория, интересующаяся современной ситуацией в стране и критически относящаяся к текущему политическому курсу: острая и полемическая критика, написанная живо и энергично, может вызывать эмоциональный отклик и глубокие размышления;
3)  читатели, увлекающиеся историей литературы и биографиями отечественных поэтов и прозаиков;
4)  кинолюбители, ищущие взвешенной оценки фильмов;
5) дети, которым родители покупают написанные Быковым сказки и рассказы.
Быкова интересует каждый жанр литературы и он интересуется всем, что подтверждает его огромное знание и дает впечатление, что он разбирается в каждом вопросе, благодаря чему он устанавливает удобную психологическую обстановку, в которой сможет легко убедить своих слушателей или читателей в правоте своих выводов.
При чтении произведений Д.Л. Быкова, складывается ощущение, будто он ведет непринужденную беседу с читателями. Он с легкостью находит точные, лаконичные и звучные определения, не перегружая текст сложными оборотами и выражениями. В его поэтических опусах к легкости добавляется игра в небрежно выстраиваемые ритмы и манерность, намекающие на эфемерность устоявшихся социальных норм и отношений. Но в лирических стихотворениях Быков меняется. Когда он пишет со скорбью о непознаваемости и бренности жизни, ритмы становятся мелодичными и точными, на смену легкости приходит задумчивость, а за иллюзорностью брезжить вечность.
Таким образом, суть литературно-критической деятельности Д.Л. Быкова заключается в его способности побуждать к действию всех деятелей литературной среды, он стимулирует к размышлениям о сотоянии и позиции русской словесности сегодня.

Заключение и вывод

Малая проза в творчестве Дмитрия Быкова занимает не последнее место. Его рассказы на удивление злободневны и полны острой сатиры на современное общество, поэтому с каждым годом приобретают всё большую популярность.
Объединяя произведения в сборники, автор, таким образом, обобщает свою работу за определённый период времени. С одной стороны, каждый текст-эпизод, входящий в их состав может читаться сам по себе, но истинный смысл, глубинная суть его раскрывается, по большей части, в контексте других рассказов, составляющих тот или иной сборник.
Примечательно также, что малая проза помогает автору держать руку на общественном пульсе, затрагивать актуальные проблемы, как масштабные, так и скоропреходящие, проблемы вечные, связанные с вопросами бытия, этики, нравственности, так и проблемы сугубо политические, как внутренние, так и внешние, проблемы искусства, проблемы социума. Такая форма деятельности позволяет Быкову откликаться на, преимущественно, вопросы сегодняшнего дня, то, что волнует российских граждан здесь и сейчас.
Заглавие сборника «ЖД-рассказов» служит своего рода сцепкой между отдельными историями и, несмотря на то, что они не имеют единой сюжетной линии, указывает на некоторую их общность. Композиция сборника также неслучайна – рассказы расположены не в произвольном порядке, а в наиболее подходящем для выражения авторского замысла. Так, первый рассказ задает основные темы и мотивы, последний же их подытоживает, и оба они окольцовывают основной текстовый массив, являются непрямыми «началом» и «концом».
Общность рассказов подтверждается также схожими, нередко сквозными мотивами, основными мотивами из которых являются мотивы дороги, встречи и смерти. Дорога, помимо сюжетообразующей функции, выполняет роль связующего звена между миром живых и миром мертвых, является некой границей реального и ирреального: путешествуя, человек не столько переносится из точки А в точку Б, сколько из одного ментального и физического состояния в другое.
В данной работе мы рассмотрели особенности имен собственных в сборнике «ЖД-рассказы» и пришли к следующим выводам.
Ономастические единицы – неотъемлемые части художественного произведения, которые связывают содержание, смысл и структуру произведения. Анализ ономастического пространства произведения позволяет определить основные стороны художественного мира автора и приблизиться к пониманию авторской концепции.
В «ЖД-рассказах» нами отмечены антропонимы.
Рассказы Д.Л. Быкова пестрят разными формами номинации: личными именами, прозвищами, отчествами и фамилиями. В произведениях писателя имена собственные в своем большинстве являются личными именами персонажей, они ярко отражают специфику и особенности микросоциума. Имена собственные играют не последнюю роль в создании полноценной картины идейно-тематического плана произведения. Имя имеет определенную направленность в создании образа и несет в себе функциональную направленность. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ