Игра как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель данной работы – изучить влияние игры на умственное развитие дошкольников.

Введение и актуальность


Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Игра играет важную роль в умственном развитии ребёнка. Именно в игре происходит активизация машления, речи, памяти и других фундаментальных процессов в психике ребёнка. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.М. Горький, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, Д.Б. Эльконин и др.).
Все знания и впечатления, полученные в процессе игры, обогащают внутренний духовный мир человека. Характер деятельности малыша определяет уровень его мышления и умственного развития в целом.
Задачи, которые дошкольник решает в игре, отличаются от обычных учебных постановок. Содержание игровых задач диктуется самой жизнью.
«Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности». Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры.
Урунтаева Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов:
«Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения». Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
«Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания».
Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

Заключение и вывод


Таким образом, на основе всего выше изложенного, можно сделать некоторые выводы.
Игра – вид деятельности, где находят свое отражение потребности ребенка и складываются наилучшие условия для разностороннего развития личности. При этом развиваются такие составляющие, как: память, внимание, речь. Кроме того, дети совершенствуют свои коммуникативные навыки, поскольку игра исключает какой-либо деловой стиль общения (как кпримеру, в школе), заменяя его на неформальный, произвольный.
В ходе проведённого нами эксперимента мы выяснили, что игра, бесспорно, оказывает влияние на умственное развитие дошкольников. Это продемонстрировано при сравнении результатов первого и третьего этапов эксперимента, что отобржено на диаграмме.
Таким образом, мы бы хотели сделать некоторые замечания, которые необходимо учитывать педагогам в процессе обучения в ДОУ:
1.Отдавать приоритет игровой деятельности, так сказать, дать детям наиграться
2.Шире включать игры во все виды деятельности дошкольника
3.Осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр
4.Содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности
5.Не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ