Хронотоп времени в пьесе «Адам и Ева» М.А.Булгакова

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей хронотопа как литературоведческого понятия, а также в анализе пространственно-временных моделей пьесы М.

Введение и актуальность


Пространство в литературе, так же, как и время имеет свои характерные признаки. Пространство в тексте выполняет смыслообразующую функцию, художественный текст можно считать отдельным пространством. В этом контексте анализ текста может предполагать рассмотрения объема текста, его структуру, систему противопоставлений и повторов, а также анализ симметричности и связность.
Художественное пространство, по мнению П.А. Флоренского, «не одно только равномерное, бесструктурное место, не простая графа, а <…> своеобразная реальность, насквозь организованная, нигде не безразличная, имеющая внутреннюю упорядоченность и строение».
Понимания пространства в художественном тексте по О.О. Кандрашкиной:
широкое (архитектоника пространства) – связано с внешними пространственными характеристиками;
узкое – пространственные характеристики в тексте (художественное пространство).
В рамках художественного пространства также различают пространство персонажей и пространство повествователя. Они между собой взаимодействуют, что придает художественному пространству многомерности, неоднородности и объема.
Доминирующим литературоведы называют пространство повествователя, поскольку именно оно объединяет пространство всего текста, делая его целостным, внутренне единым.
Восприятие пространства персонажем может значительно дополнять представление читателя о пространстве произведения. В зависимости от авторской концепции, пространство персонажа может то расширяться, то сужаться.
Расширение пространства может быть связано с приобретением героем жизненного опыта.
Пространство персонажа отличается деформацией, поскольку у каждого персонажа собственное субъективное восприятие пространства. Интересно, что видимое реально персонажем художественное пространство может быть дополнено воображаемым.
Из вышесказанного следует, что хронотоп отдельного художественного произведения являет собой уникальную систему пространственно-временных моделей, используемых конкретным автором в соответствии со своим замыслом.

Заключение и вывод


Проанализировав хронотоп пьесы М.А. Булгакова «Адам и Ева» мы пришли к выводу, что структура пространственно-временной модели в основном не отличается от хронотопа других пьес автора.
На основе проведенного анализа мы можем выделить в произведении «Адам и Ева» шесть основных хронотопов (на самом деле их больше).
Сюжет строится на фоне старозаветного хронотопа (первый хронотоп) – истории об Адаме и Еве. Следуя принципу «зеркальности» Булгаков поместил персонажей в советское время и пространство – квартира (второй хронотоп), посредством газовой катастрофы создается третий хронотоп («мертвый» Ленинград), выжившие герои вынуждены создавать себе новый хронотоп (коммуна в лесу, где люди живут в шатрах, а их время не определено), пятым хронотопом можно считать существование мирового правительства в отдельном времени и пространстве.
На наш взгляд, Булгаков интересно обыгрывает драматический принцип «театр в театре», что создает не только отдельный шестой хронотоп, но и придает пьесе особого колорита.
Специфика творческой стратегии М.А. Булгакова еще и в том, что он наделяет некоторых своих героев возможностью подчинять себе время и пространство (в данном случае таким героем является Ефросимов).
Перспективы дальнейшего изучения пьес Булгакова, в том числе и драмы «Адам и Ева» огромны, поскольку подобные произведения писателя стали доступными широкой аудитории не так давно. Например, что касается конкретно пьесы «Адам и Ева», то, на наш взгляд, было бы интересно подробно рассмотреть библейские мотивы в данном произведении.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ