Гражданско правовой статус таможенных органов

Цели и задачи

Целью курсовой работы является анализ гражданско-правового статуса таможенных органов Российской Федерации.

Введение и актуальность


Защитная функция таможенных органов подразумевает пресечение и возмещение материального ущерба отечественным производителям, который был нанесён демпинговыми продажами зарубежных товаров или товаров, при производстве которых зарубежному экспортёру были представлены государственные субсидии. В качестве инструмента защиты выступают компенсационные, специальные и антидемпинговые пошлины.
Правоохранительная функция таможенных органов заключается в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии контрабанды, уклонения от оплаты таможенных пошлин, других преступлений и административных правонарушений (далее – АП) в области таможенного дела, противодействии коррупции и обеспечения собственной безопасности.
Так, например, в 2018 году таможенными органами возбуждено 2 054 уголовных дела (далее – УД) и 143 148 дел об АП.
На рисунке 5 представлены основные функции таможенных органов, регламентированные статьей 351 ТК ЕЭАС (ст. 351).
Рис. 5 – Основные функции таможенных органов
На национальном уровне статьей 254 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ данный перечень расширен следующими функциями:
осуществление контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу;
обеспечение выполнения международных обязательств РФ в сфере таможенного дела;
проверка маркировки товаров при проведении таможенного контроля;
противодействие коррупции и коррупционным проявлениям, в том числе и в таможенных органах, международному экстремизму и терроризму;
реализация оперативно-розыскной деятельности для выявления, раскрытия преступлений и их предупреждение;
упрощение проведения таможенных операций, совершенствование таможенного контроля и таможенного декларирование;
соблюдение прав и законных интересов лиц в процессе перемещения товаров через таможенную границу, а также организация условия для ускорения товарооборота;
применение современных информационных технологий, включая совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов, электронного документооборота.
Еще больше перечень функций таможенных органов конкретизирован и детализирован в Положение о Федеральной таможенной службе и общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся психолого-воспитательная деятельность, кадровая деятельность, финансовая и бухгалтерская деятельность, материально-техническое обеспечение, капитальное строительство и другие функции организационного характера.
Таким образом, задачи таможенных органов заключаются в защите национальной безопасности, создании условий для ускорения и упрощения перемещения товаров и обеспечении исполнения международных договоренностей. В целях обеспечения выполнения данных задач таможенные органы наделены фискальной, протекционистской, стимулирующей, контрольной, защитной, правоохранительной и рядом организационно-административных функций, которые сформулированы и закреплены в ТК ЕАЭС и Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, детализированы в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».

Заключение и вывод

Исходя из поставленных задач, автор пришел к следующим выводам:
Опираясь на понятие федеральной исполнительной власти как деятельности, которая заключается в реализации положений Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов, можно сформулировать, что под таможенными органами РФ понимают государственные органы исполнительной власти, структурированные в четырехступенчатую вертикальную систему, в основе деятельности которых лежит строгое соблюдение законодательства РФ, исполнение и контроль деятельности в области таможенного дела, которые подразумевают практическую организацию, координацию и осуществление таможенного дела.
Задачи таможенных органов заключаются в защите национальной безопасности, создании условий для ускорения и упрощения перемещения товаров и обеспечении исполнения международных договоренностей. В целях обеспечения выполнения данных задач таможенные органы наделены фискальной, протекционистской, стимулирующей, контрольной, защитной, правоохранительной и рядом организационно-административных функций, которые сформулированы и закреплены в ТК ЕАЭС и Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ, детализированы в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе».
Все полномочия таможенных органов определены сферой деятельности – таможенным делом. Полномочия таможенных органов установлены национальным законодательством для каждого типа таможенного органа в отдельности. ФТС России имеет самый широкий круг полномочий. РТУ имеют несколько меньшие полномочия, которые в целом заключаются в организации, координации, анализе и контроле деятельности подчиненных таможенных органов. Таможни имеют еще более узкий круг полномочий, таможенные посты в рамках своих полномочий в основном направлены на непосредственно фактическое совершение таможенных операций, проведение таможенного контроля.
Для всех таможенных органов РФ существует единый перечень прав, сформулированный в Федеральном законе от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ. Права таможенных органов направлены на реализацию их функций и задач, содействие упрощенному товарообороту, предупреждение и пресечение правонарушений в области таможенного дела. Права таможенных органов представляют собой совокупность мер, способствующих реализации экономических и правоохранительных функций.
Объекты таможенной инфраструктуры классифицируются по назначению и обеспечивают бесперебойную работу таможенных органов во всех материально-технических и информационных аспектах. Таможенная инфраструктура представляет собой совокупность объектов, создающих нормальные условия непосредственной работы таможенных органов, информационного обмена, удовлетворяющих потребности ДЛТО непроизводственного характера для улучшения их уровня профессиональной подготовки и повседневной жизни.
От уровня и качества развития таможенной инфраструктуры напрямую зависит эффективность и производительность работы таможенных органов.
Для грамотного функционирования таможенной инфраструктуры в таможенной службе созданы структурные подразделения, обеспечивающие реализацию материально-технической составляющей в таможенных органах.
Имущество таможенных органов является исключительно федеральной собственностью, его распоряжением занимается Росимущество.
Таможенные органы и ДЛТО, выступая в качестве участников правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, также, как и участники ВЭД, несут ответственность за убытки и вред, причиненные вследствие их неправомерных решений, действий или бездействия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ