Формирование навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Цели и задачи

Цель исследования:  осуществить целенаправленную работу по формированию навыков чтения детей младшего школьного возраста с применением разнообразных приемов и методов.

Введение и актуальность


Совершенствование форм контроля – одна из важнейших задач современной методики. Основное внимание в последние годы уделяется разработке тестирования. Использование тестов при обучении английскому младших школьников применяется для определения уровня усвоения пройденного материала, а также для выявления степени обученности учащихся.
На основе полученных в ходе процесса контроля происходит оценивание знаний учеников. На основании полученных в ходе обучения, контроля степени овладения пройденного материала и оценки степени обученности, данных учитель может сделать вывод об уровне общей коммуникативной компетенции ученика.
Коммуникативная компетенция представляет собой способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки являются умениями и навыками речевого общения с учетом того, с кем осуществляется диалог, ситуации и цели говорения. При этом их формирование возможно только на основе языковой / коммуникативной компетенции, которая представляет собой определенный уровень владения языковыми, речевыми и социокультурными знаниями, на основании которых говорящий строит свое высказывание, адекватно подбирая варианты своего речевого поведения.

Заключение и вывод


Одной из важнейших и актуальных проблем современной методики преподавания английского языка в начальных классах является проблема формирования коммуникативной компетенции младших школьников, в которую, в том числе, входит эффективное формирование навыков чтения. Понятно, что при изучении родного языка одной из главных задач является задача развития у детей правильной, выразительной, чистой речи. Тогда как в процессе обучения иностранному языку ребенку с ранних этапов необходим привить еще и понимание и адекватное реагирование на саму ситуацию общения.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У нее не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средства общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы не речевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Содержание и форма речи человека зависят от возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи ученики усваивают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самопознания. Чем активнее учащиеся совершенствуют устное, письменное и другие виды речи, пополняют свой словарный запас, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Поэтому возникает вопрос рассмотрения особенностей развития речи младших школьников в процессе обучения. Как отмечает Р.С. Немов, с поступлением ребенка в школу в число ведущих вместе с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения [Немов, 2003: 442]. Расширяются сферы и содержание общения младших школьников с окружающим миром, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.
Бесспорно, английский язык является самым востребованным в плане осуществления коммуникативной компетенции, получения новой информации, использования различных интеллектуальных ресурсов. Следовательно, его изучение в современном мире становится необходимым условием успешности.
В настоящей работе особое внимание уделено формированию навыков чтения как способу развития коммуникативной компетенции, как аспекту изучения английского языка, который имеет свою значимость в конкретных сферах деятельности.
Поэтому следует отметить, что немаловажным фактором в обучении чтению на английском языке младшх школьников является игровой момент обучения, т.к. он помогает снизть утоляемость ребенка и удержать на должном уровне концентрацию внимания на изучаемом материале. Однако, учителю не следует опираться в своей деятельности только на игры, т.к. расширение комуникативных границ и стремление к познанию мира у школьников начальных обуславливают практическую значимость изучения английского языка. В этой связи от учителя требуется грамотное построение учебного процесса.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности. Целенаправленное использование нами текстов, отобранных в соответствии с познавательными интересами ребят, на уроке английского языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем интересе учащихся к предмету, о совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.
Чтение требует усвоения фонетики, приобретение навыков декодирования графем (букв), а письмо – совершенствование необходимых моторных навыков. Эти формы коммуникации взаимосвязаны, ведь чтение является восприятием содержания письменного текста, а письмо – передачей содержания в письменной форме. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детей и действие речи учителя на учеников. Именно от учителя зависит формирование и развитие умений детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу: Как донести знания, чтобы их лучше поняли ученики.
Нельзя оставить без внимания и важность ознакомления в школьном курсе английского языка с вопросами истории лингвистики, отдельными вехами становления языка и отдельных его аспектов для формирования у школьников коммуникативной компетенции.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ