Формирование грамматических понятий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Овладение грамматическими формами языка происходит на разных этапах речевого развития детей. Темп усвоения детьми с тяжелыми нарушениями речи удлиняется, при этом проявляются особенности, присущие только таким детям. При построении более сложных предложений установление связей между членами становится для них более трудной задачей: у них резко возрастает количество ошибок. Самое большое количество ошибок допускается на неправильное употребление падежа. В самостоятельной речи второклассников чаще появляются сложные предложения, в основном сложносочиненные, и только в отдельных случаях — сложноподчиненные, но их структура остается простой. Используется союз и, союзы но и да не находят отражения в их речи, иногда предложения соединяются без союзов.
Если для учащихся 2-го класса наиболее распространенной формой высказывания являются простое нераспространенное и распространенное предложения, то учащиеся 3-го класса уже чаще используют и другие типы предложений, это свидетельствует о возрастающих речевых возможностях. Простое предложение приобретает более сложную конструкцию и, как правило, состоит из 4-6 слов.
Свободно пользуясь короткими предложениями, дети с общим нарушением речи даже к 4-му классу не приобретают умений отображать усложняющуюся по содержанию мысль в форме распространенного предложения, так как не владеют той системой средств, которая необходима для выражения. Структура сложных предложений учащихся 4-х классов остается простой: соединяются два предложения с небольшим количеством второстепенных (Когда я выучу уроки, то пойду гулять). Выражение связи слов с помощью союзов остается для них трудной задачей. [17, с.464]
Если внимательно проследить данные исследований, то можно сделать такой вывод: учащиеся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно полно владеют языковыми средствами. Им доступны лишь те смысловые отношения, которые обозначают предметные связи, пространственные, временные, причинные, т. е. отношения с наиболее конкретными: и наглядными связями. Выразить целевые, условные или определительные отношения детям с тяжелыми нарушениями речи не всегда удается. Употребление наречий, причастий, деепричастий очень незначительно. Они затрудняются пользоваться придаточными сравнительными, определительными, условными и другими предложениями, выражающими сложные отношения. Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают трудность в грамматически правильном оформлении даже тех предложений, которыми они пользуются. [7, с.160]
II глава. Методические рекомендации по формированию грамматических понятий у младших школьников с ТНР
2.1Методы и приемы обогащения грамматического строя речи школьников с ТНР
Усвоение грамматических понятий современная программа русского языка предполагает с курса начальной школы. В начальных классах при усвоении грамматики учащийся начинает разбираться в явлениях и нормах русского языка.
Понятия, которые изучает грамматика, абстрактны (предмет, признак, действие), усвоение которых протекает поэтапно.
Школьный курс грамматики помогает учащимся практически овладеть навыками устной и письменной речи, навыкам выразительного чтения, орфографическим, пунктуационным, орфоэпическими, стилистическими навыками. [17, с.464]
Усвоенные правила грамматики одинаково захватывают как устную, так и письменную речь. Тем не менее, сфера и способы использования их в той или иной форме речи не совпадают, так как существуют разные стили высказывания.
И письменная, и устная речь должны быть оформлены в соответствии с теми правилами изменения слов и согласовании их в предложении, являющимися обязательными с точки зрения грамматического строя русского языка: определенный порядок слов, согласование слов в предложении. Однако для письменной речи должны быть соблюдены сложившиеся и принятые правила правописания, как орфографии, так и пунктуации, которые основываются на правилах грамматики и тесно связаны с ними. Например, обозначение на письме безударных личных окончаний глаголов второго лица, единственного числа (-ешь, -ишь), обусловленное грамматическим правилом о правописании флексий глаголов.
Грамматика составляет основное содержание школьного курса русского языка, а также занимает ключевое место в учебном процессе. Содержанием учебного курса грамматики является совокупность основных сведений по морфологии и синтаксису, составляющих грамматический строй русского языка.
При изучении грамматики в школе в среднем звене учащиеся:
ѕ знакомятся с грамматическим строем русского языка, морфологией, синтаксисом, которые являются частями грамматики;
ѕ усваивают важнейшие грамматические правила об изменении слов и сочетании их в предложениях;
ѕ систематизируют полученные раннее знания, касающиеся грамматики русского языка;
ѕ применяют на практике в устной и письменной речи изученные правила, касающиеся грамматики русского языка, также применяют их при усвоении орфографии и пунктуации. [1, с.236]
Успешное усвоение грамматики в курсе средней школы обеспечивается соблюдением учителем как общедидактических, так и специфических принципов и условий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ