Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения (в начальной школе)

Дети, обучающиеся в начальной школе, характеризуются таким возрастом, который отличается более сильным воображением, яркой фантазией, эмоциональной активностью и предметным восприятием информации. Слушая и читая детскую литературу, пересказывая и анализируя их, ребёнок глубже постигает мир и тонкости взаимоотношений людей, учится преодолевать трудности и отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что немаловажно в моральном развитии ребёнка. И для решения важнейшей задачи современного образования — становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества — сказки становятся замечательным педагогическим орудием[11].
Урок литературного чтения имеет особое значение для развития творческих способностей обучающихся. В центре урока чтения стоит художественное произведение. Работа с текстом, проникновение в образную систему произведения в большей степени уже способствует развитию воображения[20].
Детское литературное чтение обладает уникальным материалом для воспитания младших школьников и их чувств, способствуют развитию духовности школьников, их нравственности, развивают мышление, память, речь, пробуждают фантазию, вдохновение и творческие способности.
Рожиа Л.Н. считает, что именно начальный этап обучения выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения[20].Так, «отталкиваясь от известных звуков, учащиеся овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя, чтением с основным и полным пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов». К концу этого этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения. Именно на начальном этапе закладываются основы таких умений, как «предвосхищение содержания текста за счет прочтения заголовка, вычленение главного при прочтении, сжимание текста за счет избыточности информации, понимание текста и составление своего собственного отношения к прочитанному».
В отечественной педагогике все виды чтения разделены на три группы с учетом определенных признаков:
— психологическая;
— методическая;
— педагогическая[16].
В психологической группе учитываются психологические процессы, которые сопровождают чтение (аналитическое чтение, синтетическое чтение, чтение вслух, чтение «про себя»). В группе, основанной на педагогических принципах, особое внимание уделяется организационной стороне учебного процесса, поэтому выделены: классное чтение, домашнее чтение, индивидуальное чтение, групповое/хоровое чтение. В методической группе делается упор на целевую установку и условия, которые определяют учебно-речевую деятельность (понимание основного содержания, извлечение полной информации из текста, понимание необходимой значимой информации) [19].
Не каждый текст может быть использован для развития определенных умений чтения, так как содержание текстов способствует или не способствует появлению мотива деятельности, а их языковое оформление определяет степень доступности для учащегося. В связи с этим необходимо отбирать для чтения такие тексты, которые бы отвечали коммуникативным потребностям и возрастным особенностям учащихся[13].
Многие УМК дают возможность обучения чтению с полным пониманием, но задания, предложенные в них, не интересны. Многие из них предлагают организовать работу над сказкой в три этапа:

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ