Формат интернет-шоу в российском медиапространстве

В российских исследованиях понятие «медиапространства» возникло относительно недавно, поскольку оно не приобрело отчетливого смыслового наполнения и используется, чаще всего, в качестве синонимов таких понятий: «информационное поле», «информационное пространство», «информационная среда», которые впервые появились в официальных документах в 1992 году. Тогда резкое падение тиражей печатных СМИ. называвшихся в те времена центральными, вызвало тревогу как у руководителей этих СМИ, так и у правительственных чиновников и политических деятелей.
Эта тревога, у одних связанная с потерей политического влияния, у других – с потерей доходов, трансформировалась и заботу о едином информационном пространстве. Примерно в то же время была осознана проблема потери информационного влияния России на другие страны СНГ. Появился Указ Президента РФ «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства СНГ» (1993 г.) .
Возникла Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», которая и на современном этапе пытается сохранить, так называемое «единое информационное пространство СНГ». Было проведено множество совещаний и заседаний. Проводились научно-практические конференции. Появились публикации, в той или иной степени, посвященные этой проблеме.
Если говорить в целом, о тенденциях развития медиапростанства в России, то стоит отметить тот факт, что к началу второго десятилетия ХХI века у россиян сформировался некий базовый «медийный набор» желательных устройств и услуг. Он включает в себя телевизор, устройство для воспроизведения/записи видео (видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и тому подобное), компьютер (или ноутбук), домашний доступ в Интернет, подписку на платное телевидение.
Для России характерна высокая динамика состава телезрителей. За последние 10 лет телевидение потеряло немалую часть «продвинутой» аудитории, которая ушла в Интернет, а также пополнила ряды радиослушателей. Сегодня большую часть телезрителей составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста, домохозяйки.
Помимо телевидения, в домах россиян уже достаточно широко представлено другое медийное оборудование и услуги: у 40% городских жителей есть устройства для проигрывания DVD-дисков (DVD-плееры, DVD-рекодеры, Blu-Ray и т.п.), более 80% подключены к Интернету. Это существенно расширяет возможности доступа к аудиовизуальному контенту: просмотр потокового видео в Интернете, запись телеэфира на цифровые рекордеры, отложенный во времени просмотр записанного контента, «видео-по-запросу» и прочее .
Наблюдается позитивная тенденция к расширению аудитории радио среди населения страны за счет автомобильного радиослушания. Парк личных автомобилей растет, следовательно, становится больше людей, которые слушают радио, находясь за рулем.
Еще одна важная тенденция последних лет – рост общего количества радиостанций, что ведет к перераспределению аудитории и понижению долевого показателя у большинства станций. Если в 2006 году, по данным группы компаний ТНС, среднесуточная доля аудитории ряда станций в городах с населением более 100 тыс. человек превышала 10%, то теперь ни одна станция не достигает такой величины .
Тенденции, действующие на рынке печатной прессы России, не первый год носят разнонаправленный характер, что определяют преимущественно два фактора: изменение информационных запросов населения под влиянием Интернета и мобильных устройств, и непростое состояние покупательной способности граждан. Главным вызовом времени для печатной периодики сегодня считается нарастающее проникновение в жизнь людей Интернета и цифровых технологий в целом.
Исследователи давно зафиксировали явное сокращение печатных тиражей и увеличение спроса на интернет-издания. Ускоряется процесс «вымывания» изданий, не пользующихся активным спросом у потребителя, в столицах и крупных городах падают тиражи и аудитория платных газет, уменьшается интерес к дорогим «глянцевым» журналам, не поспевающим за растущими потребностями читателей и возможностями полиграфии, а также плохо владеющим современными технологиями продвижения.
Рекламные бюджеты, которые прежде шли в традиционные СМИ, теперь переходят в Интернет, поэтому можно говорить о том, что Интернет стал «доминирующим» источником получения информации: всё большей популярностью пользуются блоги и социальные сети.
Блог – это веб-сайт, основным содержимым которого являются регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Это платформа для выражения в публичном пространстве. Создателем информации может быть любой желающий, контент также может быть разным – личным, общественно-политическим, деловым, узкоспециальным. Популярность блогов на Западе привела к включению слова blog в академические словари английского языка.
Социальная сеть – это посредник в коммуникации между несколькими людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Эти сети объединяют пользователей по самым разным признакам: национальному, региональному, по виду деятельности или интересам. За последние несколько лет они стали полноценной публичной платформой. В России особенно популярны «Одноклассники», «Живой журнал», «ВКонтакте», Facebook, Twitter.
Также в отдельную категорию социальных ресурсов можно отнести и YouTube, как ту платформу, где блогеры размещают видео, а пользователи – комментируют. Таким образом, осуществляется двухсторонняя коммуникация.
В целом, можно сказать, что дальнейшее развитие медиапространства в России будет зависеть от меняющихся предпочтений аудиторий, поскольку уже на данном этапе развития они предъявляют особые требования, а именно: от СМИ читатели/зрители ждут личностной коммуникации, которая создаст им ощущение стабильности и нормальной жизни; все ресурсы должны быть интерактивными, трансформирующимися и контент должен содержать максимум смысла при его минимальном объеме.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ