Финансовые реформы п.а.столыпина

Император Николай II и его правительство понимало, что без проведения земельной реформы Россия будет быстрыми темпами отставать от европейских стран. П. Столыпин, став председателем совета министров Российской империи, выдвинул программу преобразований, ключевым пунктом которых была аграрная реформа, направленная на признание единоличного индивидуального хозяйствования на принципе частной собственности.
В Российской империи наиболее разрушительными были именно крестьянские бунты, поэтому среди всех отраслей общественного производства П. Столыпин выбрал сельскохозяйственное, чтобы уменьшить протестные настроения крестьян. Поскольку П. Столыпин был министром внутренних дел, то ему докладывали об опасности террористических актов со стороны радикально настроенных представителей народнического движения. В программных принципах революционеров-народников «Земля и Воля» были призывы к устранению самодержавия силами в т.ч. и террористических формирований.
Следует акцентировать внимание на том, что именно незавершенность административно-правовых реформ в сфере земельных отношений стала одной из основных причин революционных событий 1905-1907 гг. и серии террористических актов, идейно-мировоззренчески поддерживаемые теоретиками анархизма П. Кропоткиным и Н. Бакуниным. «В тяжелые времена, – писал Н. Бакунин, – когда крестьянский и рабочий мир спит, кажется, непробудным сном, сдавленный весом государства, лесной разбойничий мир продолжает свою отчаянную борьбу и будет бороться, пока российские силы снова не проснутся. А когда оба бунты, разбойничий и крестьянский, совпадают – рождается народная революция».
Ситуация, которая сложилась на то время в России, показывает, что такие государственные деятели, как П. Столыпин, имели достаточно высокий уровень гражданского мужества и государственной ответственности, чтобы не сойти с намеченного пути проведения реформ, несмотря на риски для собственной жизни и жизни своей семьи.
Однако, почти все дворянские партии в Думе и сам император Николай II всячески сопротивлялись П. Столыпину в реализации плана реформирования земельных отношений. П. Столыпину «доводилось преодолевать сопротивление не только словом, но и делом, ведь Николай II стремился оградить самодержавие от посягательств реформаторов и по возможности сохранить статус-кво».
В первой государственной думе, на рассмотрение которой П. Столыпин подал широкую и обоснованную программу административно- правовых реформ земельных отношений, была весомая доля депутатов, которые выражали левую социалистическую идеологию, поэтому рассмотрение было заблокировано. «На практике совместной работы не получилось: избранная дума, как оказалось, была гораздо «левее», чем ожидалось властью, – и партия кадетов (конституционных демократов), что получила треть мандатов, и блок трудовиков были враждебно настроены к правительственному курсу.., кадеты выступали за принудительное отчуждение части земель у помещиков с частичной финансовой компенсацией, а трудовики и крестьяне – за конфискацию и национализацию земель. Безусловно, ни первая, ни вторая программа не устраивала правительство». В таком описании политико-правовых позиций ведущих партий России в государственной думе законодательное решение проблем реформирования земельных отношений было почти невозможным.
Ключевыми параметрами реформирования правовых основ землепользования и землевладения, что предусматривались программой П. Столыпина, были, во-первых, абсолютное ограничение любых форм общинного землевладение, то есть устранение из социально-экономического поля поземельной общины России, которая уже на то время получила свои идейно-политические очертания в программах различных политических партий (социал-демократической, социалистической и народнической); во-вторых, все земли, освобожденные от общинного землепользования и землевладения, передать в частную собственность лицам, которые предпочитают самостоятельно вести сельскохозяйственную деятельность на началах свободы, конкуренции и товарно-денежных отношений с другими субъектами хозяйственной деятельности; в-третьих, обеспечить крестьян, которые не могли иметь в собственности плодородную землю, поскольку по объему она не могла быть поделена, неосвоенной землей Сибири, Казахстана, Алтая и Дальнего Востока.
В-четвертых, П. Столыпин предусматривал необходимость укрепить самоуправление на трех уровнях административного управление земельными ресурсами – сельских общинах, в волостях и губерниях, то есть создать губернские земские управления вместо генерал-губернаторов и в такой способ демилитаризовать саму административную систему и максимально децентрализовать ее. За счет такой новой административной структуры управления земельными ресурсами он предпочел укрепить земства квалифицированными кадрами.
В-пятых, П. Столыпин позаимствовал из правовой культуры тогдашней Германии образец нормативно-правовых актов страхования рабочих от болезни и несчастных случаев.
В-шестых, он стремился реформировать в либерально-демократическом духе судебную, образовательную, медицинскую сферы жизни сельского населения.
Наконец, он стремился как можно меньше совместить юридически земские управы с министерствами и другими центральными институтами государственной власти России. Для этого нужно было изменить распределение налоговых поступлений от сельской общины, волостей, губерний, чтобы львиную долю оставить в земствах для строительства дорог, образовательных и медицинских заведений. Однако из-за того, что основные идеи реформирования земельных отношений не получили поддержки в думе и у самого императора Николая II, большинство предлагаемых П. Столыпиным норм для реформирования земельных отношений не были воплощены в жизнь.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ