Экспериментирование как форма образовательной деятельности дошкольников

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей навыков познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста направлена на постижение ими устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Одним из эффективных методов развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Разноплановое развитие детей зависит от их познавательной активности. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих исследований. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как основные черты детского поведения. Естественное состояние ребенка- это исследовательская, поисковая активность. Он настроен на познание мира, он хочет его узнать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное, новое.
Познавательная деятельность у детей среднего дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно при наличии интереса. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. По общеизвестной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.
Следовательно, проблема использования метода экспериментирования как средства организации познавательно — исследовательской деятельности является актуальной.
Цель: теоретически обосновать эффективность использования экспериментирования как средства формирования познавательно — исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования: «Метод экспериментирования как средство организации познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Рассмотреть педагогические условия формирования у детей интереса к экспериментированию.
Составить комплекс занятий с использованием с использованием методов эксперементирования для детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Изучение, анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
Объект исследования:
Особенности формирования познавательно — исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Метод экспериментирования как средство организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды Б.Г. Ананьева, М.Ф. Беляева, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Н. Николаевой, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Куликовской И. Э, Совгир Н.Н и др.
Практическая значимость исследования: полученные данные исследования и разработанная система детского экспериментирования может быть использована в практике работы дошкольных организаций.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ