«Экономическая сущность налогов и их роль в экономике государства»

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является изучение экономической сущности налогов и проведение анализа их роли в российской экономике.

Введение и актуальность


Таким образом, проводя стимулирующую фискальную политику государство оказывает влияние и на совокупный спрос и на совокупное предложение. В результате такой политики, помимо прочего, снижается безработица и уровень инфляции. Однако, проведение политики снижения уровня налогообложения требует глубокого и тщательного анализа.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии [6, с. 208].
2. Анализ роли налогов в государственном регулировании экономики на федеральном и региональном уровнях
2.1. Оценка роли налогов в формировании доходов федерального бюджета РФ
Результаты налогово-бюджетной политики в первую очередь отражаются на состоянии государственного бюджета РФ. В связи с этим, считаем целесообразным проанализировать динамику и изменения в структуре доходов федерального бюджета РФ за период 2012 – 2018 гг.
Доходы федерального бюджета РФ делятся на две большие группы: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Динамика данных видов доходов представлена на рис. 2.1.

Заключение и вывод


На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Налоги являются важнейшим инструментом налогово-бюджетной (фискальной) политики государства. Их экономическая роль заключается в формировании части доходов государственного бюджета, за счет которых происходит финансирование выполнения государством его функций. С другой стороны налоги являются инструментом перераспределения ВВП. Фискальная политика занимает важное место в системе государственного регулирования экономики.
2. Проведенный анализ фиксирует устойчивую тенденцию роста доходов федерального бюджета РФ за 2012 – 2018 гг. Так в 2012 году сумма доходов составляла 12.855 трлн. руб., то в 2018 году эта величина составляла 19,454 трлн. руб. (увеличение более чем в 1,5 раза). По итогам 2018 года, в структуре доходов ФБ РФ 53,65% составляли ненефтегазовые доходы. Доля нефтегазовых доходов несколько выросла (с 39,58% до 46,35), что опять же было вызвано ростом нефтяных цен по итогам 2018 года. Тем не менее, нельзя не признать и относительную эффективность политики правительства РФ по уходу от сырьевой зависимости российской экономики.
3. Налоговые поступления формируют более 40% доходной части федерального бюджета. В 2018 году их удельный вес в общей структуре доходов федбюджета составил 40,96%, хотя годом ранее их доля составляла 45,64%. Анализ динамики показывает, что за анализируемый период, наиболее высокими темпами росли поступления от налога на прибыль – в среднем на 17,63% в год. На втором месте – акцизы со среднегодовым темпом 15,88% в год, на третьем – НДС с темпом 9,21% в год. Среднегодовой прирост налоговых поступлений на период 2012 – 2018 гг. составил 10,76%. Таким образом, можно сделать вывод, об усилении роли налогов в доходах федерального бюджета РФ. Все виды налоговых поступлений имеют позитивную динамику, что в конечном итоге, сказывается на увеличении доли налоговых поступлениях в доходах федбюджета. Учитывая, что мы не включали в анализ зависимый от мировой ценовой конъектуры НДПИ, то можно сделать косвенный вывод о постепенном уходе зависимости доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов.
4. Что касается Орловской области, то в структуре доходов ее бюджета, по итогам 2018 года, наибольшим удельным весом характеризуются налоговые доходы – 56,6% в общей структуре доходов бюджета. На неналоговые доходы приходится 1,22%, на безвозмездные поступления – 42,18%. Отметим, что в 2014 году доля налоговых доходов составляла 52,12%, неналоговых – 1,86% и безвозмездных поступлений – 46,02%. Т.е. на лицо тенденция увеличения в структуре доходов бюджета налоговых доходов и сокращения доли неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В структуре налоговых доходов бюджета Орловской области, по итогам 2018 года, наибольшую долю составляет налог на доходы физических лиц – 36,30%. На втором месте, с долей 26,7% идет налог на прибыль. Удельный вес акцизов – 14,62%, налога на имущество – 10,42%. Наименьший вклад вносят транспортный налог и прочие налоги: 4,53% и 7,43% соответственно. Отметим, что в 2014 году доля налога на прибыль составляла 25,81%, НДФЛ – 41,47%, акцизов – 12,80%, налога на имущество – 9,48%, транспортного налога – 4,36% и прочих налоговых поступлений – 6,08%.
5. В работе было проведено прогнозирование удельного веса налоговых поступлений в общих доходах бюджета с помощью экстраполяционной функции линейного тренда. Так согласно прогнозу, удельный вес налоговых поступлений в общих доходах бюджета Орловской области достигнет 60,24% (против 56,6% в 2018 году), по федеральному бюджету доля налогов вырастет до 45,07% (против 40,96% в 2018 году). Отмечая высокую статистическую достоверность полученных прогнозов, можно прийти к выводу об усилении роли налогов в регулировании российской экономики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ