Роль семьи в музыкальном воспитании дошкольника

Цели и задачи

Цель исследования состоит в раскрытии роли музыкального воспитания ребенка в семье.

Введение и актуальность


К началу дошкольного возраста, ребенок имеет определенный запас представлений о внешних и внутренних свойствах предметов и использует их в действиях восприятия. Но дети этого возраста из-за неустойчивости внимания лучше воспринимают небольшие по длительности и яркие произведения. У них появляется интерес к содержанию произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
В старшем дошкольном возрасте обогащаются представления детей, соответствующие общеизвестным сенсорным эталонам; способы их пользования становятся более точными. Но главная отличительная черта восприятия в этом возрасте - резкое увеличение его осмысленности.
В этом возрасте дети имеют достаточно развитое произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать музыку более детально. Их музыкальная любознательность проявляется в потребности многократного общения с любимыми произведениями. Ребята уже способны почувствовать общее настроение музыки и проследить за развитием художественного образа.
Таким образом, восприятие представляет собой психологический процесс, основы которого закладываются еще в младенческом возрасте. Постепенно этот процесс развивается и совершенствуется, т.к. в каждом возрасте проявляются все новые и новые его особенности и проявления. Вместе с общим развитием восприятия от раннего возраста к более старшему усложняется и восприятие музыки.
Задачи, методы и формы организации музыкальной деятельности детей в семье
Семья - первая и наиболее важная ступень для вхождения маленького человека в мир музыки. Она изменяется вместе с развитием общества, болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество [11, с. 57]. Именно родители закладывают в ребенке основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов.
На сегодняшний день ситуация с музыкальным воспитанием в семье далеко не благополучна, большинство родителей забывают о том, что духовная пища для ребенка нисколько не уступает материальным потребностям. В большинстве семей утеряны лучшие традиции пения и музицирования, живое исполнение заменяют магнитофоны и телевизоры, видео и компьютеры заменяют досуг детей и взрослых [6, с. 216].
По мнению ученых, родители, по-настоящему любящие музыку, даже если не умеют играть на музыкальных инструментах, и не поют, в сфере музыкального воспитания малыша могут сделать очень многое. Стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлена их общей и музыкальной культурой. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем музыкально содержательнее становится домашний досуг [13, с. 76]. Следовательно, музыкальные и творческие потребности маленьких членов семьи детерминированы домашними условиями развития, мотивами их отношения к музыкальному воспитанию.
Обучая дошкольника музыке, родители ставят различные задачи, зависящие от их отношения к ней.
Основными задачами семейного музыкального воспитания являются:
- обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями, формирование интереса к основам музыкальной культуры;
- развитие музыкальных и творческих способностей в процессе различных видов музыкальной деятельности;
- формирование общего развития дошкольника с помощью музыки.
Если родители осознают необходимость музыкального воспитания, они стремятся обучать ребенка музыке в семье, музыкальных кружках, студиях, школах, посещают с ним музыкальные спектакли и концерты. Тем самым обогащают музыкальными впечатлениями и расширяют музыкальный опыт. Для формирования у детей основ музыкальной культуры необходимо использовать классическую и народную музыку. Если ребенок слышит их с детства, он «проникается» ими и они становятся для него привычными и родными.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия, с яркой мелодией. Это пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.С. Баха, В.А. Моцарта.
Основными педагогическими методами, используемыми в музыкальном семейном воспитании, являются наглядный, словесный и практический.
Наглядно-слуховой метод – главный в музыкальном воспитании. Если в семье ребенок слышит не только развлекательную музыку, но и классическую, народную, он привыкает к ее звучанию.
Наглядно-зрительный метод заключается в показе дошкольнику репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, знакомстве с народными традициями и обрядами и ценностями. Тем самым происходит обогащение представлений ребенка об искусстве.
Словесный метод включает беседы о музыке. Во время слушания родители должны обращать внимание ребенка на изменения в звучании музыке, смену ее характера и настроения.
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, движениям) способствует овладению ребенком необходимыми умениями и навыками исполнительства и творчества.
Заинтересовать ребенка чем-либо родитель сможет лишь в том случае, если будет сам этим увлечен. Если ребенок чувствует восхищение музыкой со стороны родителей, он тоже сможет признать музыкальные ценности. Проявление же равнодушия взрослых, передается и их детям. Следовательно, культура общения взрослого с детьми очень важна.
Музыка в семье может применяться как в виде специально организованных занятий, так и в более свободных формах, таких как развлечение, самостоятельное музицирование. Также она может быть и фоном для другой детской деятельности.
В занятиях с детьми роль взрослого активна и заключается в совместном слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях и играх.
К менее активным формам организации музыкальной деятельности относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам.
Музыка также может служит фоном для другой детской деятельности – рисования, утренней зарядки, игры.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание необходимо для разностороннего развития ребенка. Родители должны стремиться наиболее полно использовать возможности музыки.

Заключение и вывод


Музыка – главнейший источник нравственного и эстетического воспитания. Она раскрывает перед дошкольником мир ощущений и переживаний, позволяет в наиболее доступной форме знакомится с окружающими явлениями.
Семья является первой важной ступенькой для вхождения маленького человека в огромный мир музыки. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка. С самого раннего детства малыш впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных и классических произведений. Дошкольный возраст наиболее сензитивен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. В процессе музыкальной деятельности формируется музыкально-эстетическое сознание и духовное становление ребенка.
Привить ребенку любовь к музыке может только тот взрослый, который сам ее любит, глубоко чувствует и воспринимает.
Родители должны стремиться обучать детей музыке на собственном примере, в музыкальных кружках, студиях, школах, стараясь обогатить их музыкальный опыт разносторонними музыкальными впечатлениями. Маленькие дети очень благодарные слушатели и зрители, если с ними уметь разговаривать со сцены, показывая домашний спектакль, играть, то можно, развить в них творческие и музыкальные способности.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что семейное музыкальное воспитание имеет очень важную роль для всестороннего воспитания и развития ребенка. Во взаимодействии с родителями он чувствует себя защищенным и любимым. Родители должны стремиться наиболее полно развивать и реализовывать музыкальные задатки и способности своего малыша.
Только в этом случае музыкальное воспитание выступит необходимым фактором сплочения детей, родителей и ДОУ в единое целое.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ