Диагностика вербальных и невербальных проявлений эмоций сотрудников в опасных ситуациях

Цели и задачи

Цель исследования – изучить вербальные и невербальные проявления эмоций у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях.

Введение и актуальность


Строение самоотношения может характеризоваться самопринятием, са-моуважением, симпатией, чувством расположения, переживанием собственной ценности, самоуверенностью, самообвинением, недовольством собой и т.д. В. В. Столин в эмоциональном самоотношении выделяет симпатию, уважение, близость [27, с.56]. С.Р. Пантелеев понимает самоотношение как выражение смысла своего "Я" для субъекта деятельности [22]. Эмоционально-ценностное отношение к себе составляют субъективные переживания, которые отражают отношение личности к тому, что она делает, узнает, понимает. Самоотношение может проявляться в виде непосредственных эмоциональных явлений и в виде оценочных суждений.
Результаты самоотношения влекут за собой организацию личностью собственного поведения – процесс саморегуляции. В этом заключаются важнейшие функции самоотношения. Кроме этого самоотношение в определенных случаях может выступать как психологический механизм защиты личности. При восприятии информации, несущей угрозу сложившимся представлениям о собственной личности, при различных психотравмирующих обстоятельствах защитные механизмы личности могут быть направлены на трансформацию, формирование образа "фальшивого я" и т. д. Человек может защищать свое "Я" от негативных эмоций и поддерживать самоуважение на относительно постоянном приемлемом уровне. Одним из средств такой зашиты является заниженная самооценка, рассчитанная на возникновение у других людей сочувствия [12].
Основными ресурсами повышения самоотношения взрослого человека выступают осознаваемые позитивные переживания «силы» внутреннего «Я», удовлетворенность профессией, проведением досуга. На неосознаваемом уровне качество самоотношения формируется за счет эмоционального переживания «силы» и «коммуникативного» потенциала внутреннего «Я», а также определяется благополучностью отношений с другими.
Жизнестойкость определяется как свойство личности иметь устойчивость к неблагоприятным воздействиям и позволяющее выживать [24].
Совладающее поведение подразумевает целенаправленное социальное поведение, которое позволяет человеку справиться с трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации [15].
Важными аспектами управления своими эмоциями и чувствами являются: рациональное распределение сил, времени; поддержание физического здоровья; преодоление трудностей.
Энергичность человека уменьшается или увеличивается по эмоциональным причинам (гнев, страх, ревность, уязвимость). Рациональное распределение времени требует бережно относиться к своему времени, понимая, что это бесценный ресурс, требующий эффективного использования. Навыки эффективного управления эмоциями можно развить как самостоятельно, так и на тренингах, в групповой работе, через проживание различных психологических ситуаций, развивая основные составляющие эмоциональной компетентности, формируя стремление к самонаблюдению, постоянному осознанию и пониманию своих эмоциональных особенностей.
Произвольная (осознанная) саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, осуществлению, поддержанию и управлению всеми видами и формами активности, которые направлены на достижение принимаемых им целей. Она является высшим уровнем регулирования поведенческой активности, обусловленной отражением и моделированием человеком внешней действительности, а также самого себя и своей деятельности [13].
Таким образом, эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека, они выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми. Выделяют несколько видов, процессов, состояний эмоций. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями.

Заключение и вывод


Данное исследование было предпринято с целью изучения вербальных и невербальных проявлений эмоций у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В хоте теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека, они выражаются в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений, ситуаций конкретным субъектом и связаны с психофизиологическими процессами в организме человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми. В настоящее время единой концепции эмоциональных состояний в психологической науке не выработано. Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон; эмоциональные состояния; эмоциональные свойства личности, чувства, которые развиваются в процессе социальной жизни индивида и детерминированы общественными отношениями. Поэтому человек учится управлять своими эмоциями с помощью воли.
Среди профессионально-важных качеств сотрудников ОВД важным является нервно – психическая, эмоциональная устойчивость, что подразумевает отсутствие тревожности, способность субъекта деятельности успешно противостоять экстремальным факторам. Несмотря на то, что определенный уровень стресса и напряжения полезен для человека, повышение стресса, тревожности, фрустрации у сотрудников ОВД могут способствовать возникновению состояния психического перенапряжения, возникновению различных невротических, психосоматических расстройств и заболеваний. В целом у сотрудников ОВД эмоциональное состояние меняется под влиянием адаптации к условиям работы, вхождением в должность, профессиональным становлением, достижением профессионализма, а также возникновением и развитием профессиональной деформации.
Результаты эмпирического исследования показали, что в опасных ситуациях голос сотрудников становится более сдержанным, жестким, громким, менее спокойным, мягким, тихим, низким. Речь становится более уверенной и сосредоточенной, менее нерешительной и рассредоточенной. Предложения в опасных ситуациях значительно укорачиваются, повышается доля восклицательных и побудительных предложения, уменьшается количество повествовательных предложений. Значительно увеличивается количество дополнительных слов и выражений, которые являются проявлением эмоциональной экспрессии, но не несут в себе смысловую нагрузку.
В опасных ситуациях почти не встречается прикрытых глаз (расслабленность), чаще отмечаются широко открытые глаза (удивление, страх). Взгляд реже становится потухшим (печаль, отстраненность), чаще становится прищуренным, пристальным (тревога, настороженность, гнев, злость), брови ставятся чаще поднятыми и сведенными (удивление, напряжение, тревога), рот чаще становится сжат (гнев, злость, страх, фрустрация), уголки губ – опущены вниз (страх, тревога), реже становятся поднятыми вверх (радость), расслабленная поза не встречается, часто отмечается напряженная поза (стресс).
Таким образом, в опасной ситуации по сравнению с обычными условиями реже проявляются такие эмоции как радость, расслабленность и чаще проявляются активность, удивление, страх, тревога, гнев, злость, напряжение, стресс, фрустрация.
Гипотеза исследования подтвердилась: вербальные и невербальные проявления эмоций у курсантов университета МВД России значительно изменяются в опасных ситуациях.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по оптимизации эмоционального состояния у курсантов МВД.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ