Цена в современных условиях хозяйствования: роль, функции, особенности формирования | Пример курсовой работы

Цена в современных условиях хозяйствования: роль, функции, особенности формирования

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты цены, а также проанализировать особенности ценообразования в современных условиях хозяйствования.

Покупка товара означает смену собственности, и от того, как оформлена собственность по каналам распределения этого товара, зависит, в том числе и конечная цена реализации товара. Словом, состояние развития экономики (доля высоких технологий), а также платежеспособность населения, качество жизни людей и, наконец, уровни качества национальных товаров и услуг, а также конкуренции, инфляции, уровень прозрачности экономики, качество миграции и т.п. – все это отражается в ценах.
Следовательно, можно сказать, что цены – отражение уровня и состояния экономики. Поэтому неудивительно, что категорию «цена» можно рассматривать и с обобщенных позиций.

Экономические функции цен

Экономические функции цен приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Экономические функции цен
Далее рассмотрим подробно каждую из указанных функций цен.
Учетная (функция учета и измерения затрат), определяет, во что обходятся обществу удовлетворения конкретных потребностей в том или ином продукте. Ценой измеряют, сколько было затрачено трудовых ресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на производство товара; характеризуют, степень эффективности использования труда.
Однако рыночные отношения данную функцию не позволяют сводить только к измерениям издержек. Так как рыночной цене свойственно отклонение под воздействием рыночных факторов значительно от издержек производства.
Признание произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя с покупателем товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляя их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара, стремится их обогнать.
Сущность стимулирующей функции цены заключается в поощрениях или сдерживающих воздействиях на производство и потребление различных видов товаров. Здесь принципиально важно понимать, что стимулирующее воздействие на производителя цена оказывает через величины заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно влиять на: научно-технический прогресс, экономии затрат; улучшения качества продукта; изменения структуры производства и потреблений. Стимулирования осуществляют за счет повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основным ценам.
Третья функция – распределительная. Данная функция цены выражается в возможности отклонений цены от стоимости под воздействием совокупности рыночных факторов. За счет цен осуществляют распределения и перераспределения национальных доходов между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами государства, фондами накопления и потребления, и наконец, между различными социальными группами населения.
Функция балансирования спроса и предложения заключается в том, что осуществляется связь между производством и потреблением через цены за счет предложения и спроса. Цена – это гибкий инструмент для достижения соответствия, баланса спроса и предложения. При проявлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствий между предложением и спросом равновесие между ними возможно за счет либо увеличения, либо сокращения производств, либо за счет увеличения или сокращения цены, либо и тем и другим способом одновременно. С повышением цены, тем уменьшаются объемы продажи товаров, так как снижается спрос на товар. С уменьшением цены увеличивается спрос, соответственно, и объемы продаж. При повышении спроса и дефиците товаров цены на них неизбежно растут.
Таким образом, уравновешивающие функции между спросом и предложением выполняет цена, при этом стимулируя увеличение предложения при нехватке продукции и увеличивая спрос при избытке продукции, и разгружая рынок от излишков, ограничивая предложение.
Анализируя функции цены, важно помнить, что рассмотрению представлен один и тот же объект — цена, но только с разных сторон, поэтому невозможно четко разграничивать, где заканчиваются одни функции и начинаются другие. Например, распределительные функции цены могут стать стимулирующей или балансирующей спрос и предложение. И наоборот, все они вместе, так или иначе, отражаются учетной функцией. Отметим, что распределительная, стимулирующая и балансирующая функции рынка направлены на поддержание гибкости рыночной экономики.

В результате проведенного исследования цель курсовой работы была достигнута. В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи.
Так была рассмотрена цена как экономическая категория. Цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена как экономическая категория играет важную роль в современной экономике. Каждая экономическая категория по своей природе двойственна, не исключение и цена. Цены – отражение уровня и состояния экономики. Поэтому категорию «цена» можно рассматривать и с обобщенных позиций.
Далее были определены экономические функции цен. К ним относятся: учетная, распределительная, стимулирующая, балансирующая спрос и предложение. Здесь, важно помнить, что рассмотрению представлен один и тот же объект — цена, но только с разных сторон, поэтому невозможно четко разграничивать, где заканчиваются одни функции и начинаются другие. Например, распределительные функции цены могут стать стимулирующей или балансирующей спрос и предложение. И наоборот, все они вместе, так или иначе, отражаются учетной функцией. Отметим, что распределительная, стимулирующая и балансирующая функции рынка направлены на поддержание гибкости рыночной экономики.
На ценообразование оказывает влияние множество факторов, один из главных факторов является совокупность показателей экономического развития. Для анализа особенностей ценообразования в России, прежде всего, необходимо рассмотреть последние тенденции развития экономики России и других стран по основным показателям.
Несмотря на достигнутые за последние десятилетия существенные изменения, касающиеся роли государства, концентрация собственности на производительные активы возросла, а это приводит к снижению конкуренции и ухудшению качества корпоративного управления.
Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на формирование цен и тарифов производителей товаров и услуг. Все они по-разному влияют на динамику цен. Однако, несмотря на разнонаправленный характер этих воздействий, в различных секторах экономики складываются достаточно устойчивые пропорции и тенденции, которые фиксируются статистической отчётностью.
Анализируя данные нормативные акты, в целом можно выделить способы государственного регулирования в стране в зависимости от вида цен и роли государства: установление цен, нормы цен, запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен и другие.
Для того чтобы выявить зависимость развития национальной экономики Российской Федерации с изменением уровня цен на те или иные товары и услуги, необходимо скоординировать данные по основным показателям, характеризующим цены и степень развития экономики.
В ходе анализа было выявлено, что существует прямая зависимость между динамикой цен и динамикой значения валового внутреннего продукта. На таком примере можно сделать вывод о том, что рост уровня цен происходит параллельно с повышением значения валового внутреннего продукта страны, т.е. эти процессы взаимосвязаны между собой. Таким образом, повышение уровня цен в России не препятствует развитию национальной экономики страны. Но государству, в то же время, необходимо вести четкую политику регулирования цен в стране в первую очередь для сохранения стабильности сложившейся ситуации.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты цены, а также проанализировать особенности ценообразования в современных условиях хозяйствования.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!