Брак и семья в мусульманском праве

Цели и задачи

Целью данной работы является изучение брачно-семейных отношений в исламском праве.

Введение и актуальность


В мусульманском праве большое значение придается религиозной принадлежности супругов. Мусульманин имеет право вступать в брак только с мусульманкой либо китаби (лица, принадлежащие к христианской либо иудейской конфессии). Но это права мужчин. Мусульманкам же категорически запрещено выходить замуж за немусульманина. Эта норма шариата исходит из практически полной опеки мусульманина над своей женой, что и запрещает женщине выходить замуж за немусульманина.
Временные браки неприемлимы для мусульман. Однако, шариат регламентирует браки «при условии». В брачном договоре должно содержаться какое-либо условие. Например, супруга может предъявить такое требование: «Я выйду за него замуж лишь в том случае, если буду первой и единственной женой». В случае несоблюдения условий договора брак может аннулироваться. Условия в брачном договоре могут быть самыми различными, вплоть до воспитания детей и списка меню.
Таким образом, женитьба для мусульман – очень важный, желательный акт. Совершенно противоположное значение отдаётся разводу. «Развод - самый противный из поступков, дозволенных Аллахом». Можно сказать, что развод является порицаемым явлением и не приветствуется в мусульманской культуру, но теме не менее никто не может помещать разводу, если тот был проведен с соблюдением всех норм шариата.
Однако, существует и процедура обязательного развода - мубах (расторжение брака, действия которого не считаются ни желательными, ни порицаемыми).
Главными критериями обязательного развода считаются:
• неспособность мужа содержать жену и обеспечивать ее должным образом;
• отсутствие половой жизни супругов;
• невыполнение женой обязательных требований, наложенных на нее шариатом.
В мусульманском праве предусмотрено два способа расторжения брака, первый - талак (развод, право на который имеет только муж) и второй - фисх (аннулирование брака судьей, по требованию жены либо других лиц при наличии соответствующих условий).
Интересно, что основанием развода служит не только решение суда, но и троекратное произнесение мужем слов развода. Единственным исключением является развод признанный объявленным в состоянии аффекта (состояние алкогольного опьянения, временного помешательства рассудка и т.д.). Таким образом, только муж (помимо суда) может объявить о расторжении брака. Однако, и жена также имеет права в этом отношении, но только при помощи обращения в суд.
Положения, по которым женщина лишена основного права на развод сводятся к следующим: на основе шариата муж обязан обеспечивать жену во время брака и во время срока идда' Коран. Кроме того при разводе муж обязан выплатить жене михр, который порой достигает солидных размеров. Таким образом муж является экономически заинтересован в сохранении брака, так как все материальные издержки возлагаются на него, в то время как жена такой заинтересованности не имеет. Во-вторых, женщины сильнее подвержены эмоциям и вследствие этого могут подавать на развод в отсутствие каких-либо важных обстоятельств.
Отдельного внимания заслуживают в праве случаи непризнания отцовства мужем. В данном случае супруги обязаны принести клятву. Ввиду данных обстоятельств, если никто из супругов не отрекается от своих обвинений и не подтверждает их, то оба они должны принести святую клятву. Святая клятва заключается в том, что оба должны поклясться именем Аллаха в знак совей правоты четыре раза. «Если кто-либо отказывается приносить клятву, то тот и будет считаться поигравшем в споре Мавераннахра Бурхануддин Маргинани». Если же оба поклялись именем Аллаха четыре раза и не отреклись от своих обвинений и оправданий, то клятва должна быть подтверждена признанием проклятия Аллаха со стороны мужа и жены. После такого признания брак считается расторгнутым полностью.
Таким образом, не смотря на большое количество видов развода в мусульманском праве, Коран всё-таки настаивает на сохранении семьи. Особая роль в этом отводится родственникам семьи.

Заключение и вывод


Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Наивысшей ценностью для мусульман является семья. Безбрачие же, напротив, порицается и даже осуждается. Если молодой человек или девушка из мусульманской семьи не выходят замуж уже до 25 лет, это считается ненормальным и вызывает подозрения. В этом смысле мусульманское право отличается от европейского, так как брачно-семейные отношения в Европе регулируются лишь нормами права, а мусульманские отношения носят ярко выраженный религиозный характер.
Практически вся изнь мусульманина регламентируется нормами Корана, которые остаются неизменными веками. К примеру, испокон веков в брак могли вступать все, кто достиг половой зрелости, тогда как В Европе это возможно только при достижении совершеннолетия.
Вступление в брак для мусульманина – серьёзный процесс не с юридической, а с морально-этической точки зрения. Во-первых, брак в мусульманском праве заключается не женихом и невестой, а их родителями (отцами и т.д.), во-вторых, чтобы вступить непосредственно в брак жених должен выплатить жене михр, который порой достигает весьма существенных размеров, в-третьих, сама брачная церемония должна быть проведена с соблюдением всех традиций и обычаев. И здесь вновь отличие от европейских норм. Брак в Европе - это всего лишь формальное узаконение отношений.
В вопросах имущественных отношений мусульманки занимают более завидное положение нежели европейские женщины. Женщина, как следует из норм шариата, полностью обеспечивается мужем. Она имеет право требовать от мужа то имущество, которое ей необходимо. Жена не обязана работать, а при очень большом ее желании шариат разрешает ей трудоустраиваться, но лишь в тех отраслях, которые разрешены мусульманским правом.
Вопреки сложившемуся мнению, что женщину выдают замуж без ее разрешения, можно предоставить тот факт, что девушка имеет право потребовать расторжения брака, если таковой был заключен без ее согласия. Женщина может также подавать на развод, точнее предоставлять причины, по которым брак может быть расторгнут судом.
Но, конечно, есть и минусы. Полная зависимость от обеспечения мужем влечет за собой определенные обязательства. Жена обязана неукоснительно соблюдать законные требования мужа. Женщина не должна обнажать волосы в присутствии постороннего мужчины. Не имеет право оставаться наедине с незнакомцем, даже если они находятся в мечети. После развода дети остаются с отцом и т. д.
Но любое семейное законодательство не идеально, и вообще разве могут нормы права регулировать любовь? Дружеские и любовные связи людей - это сложная система отношений, и право не компетентно в этих отраслях, так как чувства не могут быть подвергнуты нормативному регулированию.
Но все-таки сильная связь с религией ставит брачно-семейные отношения в мусульманском праве на более высокую ступень духовного уровня, нежели европейские. Мусульманин почитает свою веру и старается не преступать принципов, заключенных в Коране. Аллах говорит, что надо любить и уважать свою жену. И этим принципом, привитым с детства, мусульманин руководствуется всю жизнь.
Коран вообще сам по себе состоит в основном из норм, регулирующих отношения мужчин и женщин, а все остальные аспекты являются вытекающими из их взаимных действий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ